МИФОЛОГИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
мифологический текст, жанр, тип речи
Автор
В. А. Черванева
Сведения об авторе
ВИКТОРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ЧЕРВАНЕВА
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории и методики преподавания
русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического университета:
Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86; тел.: +7 (473) 55-14-78;
e-mail: viktoriya-chervaneva@yandex.ru
Аннотация

В статье анализируется композиционно-речевая организация устных мифологических текстов разных жанров — быличек и поверий. Повествование и описание (функционально-смысловые типы речи, организующие эти жанры) рассматриваются как механизмы представления и передачи мифологической информации. Выдвигается гипотеза о первичности кодирования мифологической информации в форме нарратива: несмотря на наличие целой парадигмы жанровых реализаций мифологического текста в традиции, именно сюжетный нарратив является основной, базовой формой воплощения фольклорного мифологического текста, наиболее соответствующим традиционным условиям трансмиссии фольклорного знания. В статье освещаются возможные предпосылки этого явления в  различных аспектах. Делается вывод о том, что тексты, изображающие действия в динамике, отражают более ранний этап развития речевого мышления, стоят ближе к реликтовым формам передачи информации по сравнению с текстами, сообщающими информацию в обобщенной логизированной форме, что может, наряду с другими факторами, определять особенности механизмов передачи мифологической информации в устной традиции. Кроме того, в статье освещается вопрос, как гипотеза о первичности кодирования мифологической информации в форме нарратива может быть использована в практической фольклористике — при сборе и анализе конкретного фольклорного материала.

Список литературы

Артеменко 1977 — Артеменко Е. Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в  аспекте ее художественной организации. Воронеж, 1977.

Артеменко 1988  — Артеменко Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж, 1988.

Богатырев, Якобсон 1971 — Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы народного творчества. М., 1971. С. 369 — 383.

Валгина 2003 — Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.

Виноградова 2004  — Виноградова Л.Н. Былички и  демонологические поверья: границы фольклорного текста // Живая старина. 2004. № 1. С. 10–14.

Выготский 1994  — Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. С. 115–144.

Горелов, Седов 2001  — Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 2001.

Зимняя 2001  — Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.; Воронеж, 2001.

Леви-Брюль 1930  — Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Левкиевская 2006 — Левкиевская Е.Е. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор: Семантика и прагматика текста. М., 2006. С. 150–213.

Левкиевская 2007  — Левкиевская Е.Е. Восточнославянский мифологический текст: Семантика, диалектология, прагматика: Дис. … д-ра филол. наук. М., 2007.

Левкиевская 2008  — Левкиевская Е.Е. Быличка как  речевой жанр // Кирпичики: фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. статей в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности. М., 2008. С. 341–363.

Лурия 1980  — Лурия А.Р. Материалы к  генезису письма у  ребенка // Хрестоматия по  возрастной и  педагогической психологии  / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980. Т. 1. С. 88–100.

Ляудис 1976  — Ляудис В.Я. Память в  процессе развития. М., 1976.

Ляудис, Негурэ 1994  — Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.

Мелетинский 1994  — Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

Монтессори 2005 — Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. М., 2005.

Накорякова 1994 — Накорякова К. М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 1994.

Неклюдов 1972  — Неклюдов С.Ю. Особенности изобразительной системы в  долитературном повествовательном искусстве // Ранние формы искусства  / Отв. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1972. С. 191–220.

Неклюдов 2003 — Неклюдов С.Ю. Специфика слова и  текста в  устной традиции // Евразийское пространство: Звук, слово, образ / Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов. М., 2003. С. 108–119.

 Неклюдов 2011  — Неклюдов С.Ю. «Этнографический факт» и  его фольклорные экспликации // Фольклор и  этнография: К  90-летию со дня рождения К.В. Чистова / Отв. ред. А.К. Байбурин, Т.Б. Щепанская. СПб., 2011. С. 40–47.

Неклюдов 2013  — Неклюдов С.Ю. Мифологическая проза: план содержания и  план выражения // Материалы круглого стола «Народная мифологическая проза: Новые методологические подходы» (ЦТСФ РГГУ, 20 марта 2013  г.). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ mythological_prose_abstracts. pdf (дата обращения: 31.01.2015).

Нечаева 1974 — Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974. Пиаже 1999 — Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.

Разумова 1993 — Разумова И.А. Сказка и быличка. Петрозаводск, 1993.

Родари 1978 — Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в  искусство придумывания историй. М., 1978. Стилистический энциклопедический словарь русского языка 2003  — Стилистический энциклопедический словарь русского языка  / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. URL: http:// stylistics. academic.ru/236/ (дата обращения: 31.01.2015).

Сухомлинский 1974  — Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.

Толстой 1983  — Толстой Л.Н. Кому у  кого учиться писать, крестьянским ребятам у  нас или нам у крестьянских ребят? // Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В  22  т. М., 1983. Т. 15. С. 10–33.

Трошева 2003  — Трошева Т. Система функционально-смысловых типов речи в  современном русском языке (описание  — повествование — рассуждение — предписание — констатация) // Филолог. 2003. Вып. 2. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/ mpub_2_35 (дата обращения: 31.01.2015).

Фрейденберг 1998 — Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.

Черепанова 1996  — Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и авт. коммент. О.А. Черепанова. СПб., 1996. Berman, Nir-Sagiv 2007  — Berman Ruth A., Nir-Sagiv Bracha.

Comparing Narrative and Expository Text Construction Across Adolescence: A Developmental Paradox // Discourse Processes: A Multidisciplinary Journal. Volume 43. Issue 2. 2007. P. 79–120.

Best, Floyd, Mcnamara 2008 — Best R. M., Floyd R. G., Mcnamara D. S. Diûerential Competencies Contributing to Children’s Comprehension of Narrative and Expository Texts  // Reading Psychology. 2008. № 5. 1445 (29). P. 137–164.

Spiro, Taylor 1987 — Spiro R. J., Taylor B. M. On Investigating Children’s Transition from Narrative to Expository Discource: the Multidimensional Nature of Psychological Text ClassiÚcation // Understanding Readers’ Understanding: ‹eory To Practice  / Еd. by Robert J. Tierney, Patricia L. Anders, Judy Nichols Mitchell. Routledge, 1987. P. 77–94.

van Dijk 1975 — van Dijk T. A. Action, Action Descritpion, and Narrative // New Literary History. 1975. Vol. 6. № 2. Р. 273–294.