Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории и методики преподавания
русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического университета:
Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86; тел.: +7 (473) 55-14-78;
e-mail: viktoriya-chervaneva@yandex.ru
В статье анализируется композиционно-речевая организация устных мифологических текстов разных жанров — быличек и поверий. Повествование и описание (функционально-смысловые типы речи, организующие эти жанры) рассматриваются как механизмы представления и передачи мифологической информации. Выдвигается гипотеза о первичности кодирования мифологической информации в форме нарратива: несмотря на наличие целой парадигмы жанровых реализаций мифологического текста в традиции, именно сюжетный нарратив является основной, базовой формой воплощения фольклорного мифологического текста, наиболее соответствующим традиционным условиям трансмиссии фольклорного знания. В статье освещаются возможные предпосылки этого явления в различных аспектах. Делается вывод о том, что тексты, изображающие действия в динамике, отражают более ранний этап развития речевого мышления, стоят ближе к реликтовым формам передачи информации по сравнению с текстами, сообщающими информацию в обобщенной логизированной форме, что может, наряду с другими факторами, определять особенности механизмов передачи мифологической информации в устной традиции. Кроме того, в статье освещается вопрос, как гипотеза о первичности кодирования мифологической информации в форме нарратива может быть использована в практической фольклористике — при сборе и анализе конкретного фольклорного материала.
Артеменко 1977 — Артеменко Е. Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации. Воронеж, 1977.
Артеменко 1988 — Артеменко Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж, 1988.
Богатырев, Якобсон 1971 — Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы народного творчества. М., 1971. С. 369 — 383.
Валгина 2003 — Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.
Виноградова 2004 — Виноградова Л.Н. Былички и демонологические поверья: границы фольклорного текста // Живая старина. 2004. № 1. С. 10–14.
Выготский 1994 — Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. С. 115–144.
Горелов, Седов 2001 — Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 2001.
Зимняя 2001 — Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.; Воронеж, 2001.
Леви-Брюль 1930 — Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
Левкиевская 2006 — Левкиевская Е.Е. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор: Семантика и прагматика текста. М., 2006. С. 150–213.
Левкиевская 2007 — Левкиевская Е.Е. Восточнославянский мифологический текст: Семантика, диалектология, прагматика: Дис. … д-ра филол. наук. М., 2007.
Левкиевская 2008 — Левкиевская Е.Е. Быличка как речевой жанр // Кирпичики: фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. статей в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности. М., 2008. С. 341–363.
Лурия 1980 — Лурия А.Р. Материалы к генезису письма у ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980. Т. 1. С. 88–100.
Ляудис 1976 — Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.
Ляудис, Негурэ 1994 — Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.
Мелетинский 1994 — Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
Монтессори 2005 — Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. М., 2005.
Накорякова 1994 — Накорякова К. М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 1994.
Неклюдов 1972 — Неклюдов С.Ю. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве // Ранние формы искусства / Отв. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1972. С. 191–220.
Неклюдов 2003 — Неклюдов С.Ю. Специфика слова и текста в устной традиции // Евразийское пространство: Звук, слово, образ / Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов. М., 2003. С. 108–119.
Неклюдов 2011 — Неклюдов С.Ю. «Этнографический факт» и его фольклорные экспликации // Фольклор и этнография: К 90-летию со дня рождения К.В. Чистова / Отв. ред. А.К. Байбурин, Т.Б. Щепанская. СПб., 2011. С. 40–47.
Неклюдов 2013 — Неклюдов С.Ю. Мифологическая проза: план содержания и план выражения // Материалы круглого стола «Народная мифологическая проза: Новые методологические подходы» (ЦТСФ РГГУ, 20 марта 2013 г.). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ mythological_prose_abstracts. pdf (дата обращения: 31.01.2015).
Нечаева 1974 — Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974. Пиаже 1999 — Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
Разумова 1993 — Разумова И.А. Сказка и быличка. Петрозаводск, 1993.
Родари 1978 — Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. Стилистический энциклопедический словарь русского языка 2003 — Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. URL: http:// stylistics. academic.ru/236/ (дата обращения: 31.01.2015).
Сухомлинский 1974 — Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
Толстой 1983 — Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1983. Т. 15. С. 10–33.
Трошева 2003 — Трошева Т. Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке (описание — повествование — рассуждение — предписание — констатация) // Филолог. 2003. Вып. 2. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/ mpub_2_35 (дата обращения: 31.01.2015).
Фрейденберг 1998 — Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.
Черепанова 1996 — Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и авт. коммент. О.А. Черепанова. СПб., 1996. Berman, Nir-Sagiv 2007 — Berman Ruth A., Nir-Sagiv Bracha.
Comparing Narrative and Expository Text Construction Across Adolescence: A Developmental Paradox // Discourse Processes: A Multidisciplinary Journal. Volume 43. Issue 2. 2007. P. 79–120.
Best, Floyd, Mcnamara 2008 — Best R. M., Floyd R. G., Mcnamara D. S. Diûerential Competencies Contributing to Children’s Comprehension of Narrative and Expository Texts // Reading Psychology. 2008. № 5. 1445 (29). P. 137–164.
Spiro, Taylor 1987 — Spiro R. J., Taylor B. M. On Investigating Children’s Transition from Narrative to Expository Discource: the Multidimensional Nature of Psychological Text ClassiÚcation // Understanding Readers’ Understanding: eory To Practice / Еd. by Robert J. Tierney, Patricia L. Anders, Judy Nichols Mitchell. Routledge, 1987. P. 77–94.
van Dijk 1975 — van Dijk T. A. Action, Action Descritpion, and Narrative // New Literary History. 1975. Vol. 6. № 2. Р. 273–294.