https://orcid.org/0000-0001-7623-3888
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Института филологии
и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского:
Российская Федерация, 603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37;
тел.: +7 (831) 433-82-45; e-mail: welt20062@yandex.ru
В статье рассматривается та часть поэтического наследия Варвары Малахиевой-Мирович, которая представляет собой стихотворные тексты, претендующие, по замыслу автора, на полную функциональную тождественность с реальными восточнославянскими заговорами и заклинаниями. При этом устанавливается, что Варвара Малахиева-Мирович позиционировала себя не только как лирического поэта, сохраняющего верность художественным канонам Серебряного века, но и как прямого наследника «псковских кудесников», практиковавших когда-то различные виды магических практик и обладавших ярко выраженными сверхъестественными способностями. Схожая антиномичность является регулятивным принципом всего творчества Варвары Малахиевой-Мирович, нейтрализующего традиционные оппозиции низменного и возвышенного, устного и письменного, фольклорного и книжного, интуитивного и дискурсивного. Стихотворные заговоры Варвары Малахиевой-Мирович тяготеют к единому сюжету (движение протагониста к состоянию целительного сна), оперируют устойчивыми формулами народной магической поэзии, обнаруживают близость к жанру колыбельной песни и активно используют образную систему русского символизма. Вместе с тем в художественном сознании Варвары Малахиевой-Мирович стихотворные заговоры достаточно четко отделены от таких смежных жанровых форм, как молитвы и заклинания. Именно заклинания в творческом наследии Варвары Малахиевой-Мирович минимально соприкасаются с фольклором и максимально приближаются к символистским литературным опытам. Однако и в тех случаях, когда словесные магические эксперименты Варвары Малахиевой-Мирович мало напоминают воссоздание аутентичных заговорных текстов, они в полной мере сохраняют суггестивность и способность оказывать фасцинативное воздействие.
Источники и материалы
Веселовский 1940 — Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику (1893) // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. С. 53–72.
Кондратьев 1909 — Кондратьев Ал. Стихи. Книга вторая: (Черная Венера). М.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909.
Малахиева-Мирович 2013 — МалахиеваМирович В.Г. Хризалида: Стихотворения. М.: Водолей, 2013.
Малахиева-Мирович 2015 — МалахиеваМирович В.Г. Маятник жизни моей… Дневник русской женщины. 1930–1954. М., 2015. URL: https://royallib.com/book/malahievamirovich_ varvara/mayatnik_gizni_moey_19301954.html (дата обращения: 02.06.2020).
Исследования
Агапкина 2010 — Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010.
Войскунский 1982 — Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1982.
Жолковский, Щеглов 1996 — Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты — Тема — Приемы — Текст. М.: Прогресс: Юниверс, 1996.
Жолковский, Щеглов 2016 — Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Ex ungule leonem: Детские рассказы Л. Толстого и поэтика выразительности. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
Кнорозов 2018 — Кнорозов Ю.В. К вопросу о классификации сигнализации // Кнорозов Ю.В. Избранные труды. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 28–38.
Нешумова 2013 — Нешумова Т. Поэтический мир В.Г. Малахиевой-Мирович // Малахиева-Мирович В.Г. Хризалида: Стихотворения. М.: Водолей, 2013. С. 482–507.
Шрейдер 1974 — Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем. М.: Знание, 1974
Коровашко А.В. «Знахарь и кочующий поэт»: заговоры, заклинания и молитвы Варвары Малахиевой-Мирович // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 3. С. 95–107.