литературы и методики обучения Вятского государственного университета: Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36; тел.: +7 (833) 264-65-71;
e-mail: slavapozd@yandex.ru
Чжан Х. — кандидат филологических наук, ассистент кафедры русского языка как иностранного Вятского государственного университета: Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул.
Московская, д. 36; тел.: +7 (833) 264-65-71; e-mail: hong.zhang@mail.ru
Статья посвящена влиянию фольклора на творчество «писателей из народа» 1830-х гг. «Писатели из народа» в своих прозаических произведениях довольно часто использовали сюжеты и мотивы фольклора, потому что стремились создать произведения «близкие народу», «низовому» читателю. В статье рассматривается произведение довольно популярного писателя Александра Анфимовича Орлова «Чертовы ночи» (1833), в котором использовались реминисценции не только из произведения О. Сомова и других русских авторов, но и фольклорные мотивы русских быличек, преданий, легенд, древнерусских произведений. В пародийном произведении «Муромский Дон Кишот, или Честные сумасброды. Нравственно-сатирический роман» (1833) А. Орлов использовал образы из русских былин (Илья Муромец, Соловей-разбойник), а также Сервантеса (Дон Кихот, Санчо Панса). Пародирование в «низовой» литературе кардинально отличается от пародирования в высокой литературе. Пародия А. Орлова более прямолинейна и открыта для читателя. В произведении Федота Семеновича Кузмичева «Хитрая сваха, или Отказ доброму жениху» (1834) перекликаются мотивы из «Женитьбы» Н. В. Гоголя и описания свадебных обрядов. Авторы используют свои знания, наблюдения, а также книжные клише ХVIII — первой трети XIX в. о бытовых реалиях, обрядах и верованиях, своеобразно трансформируя этнографический материал. Условно «фольклорные» произведения А. А. Орлова, Ф. С. Кузмичева и др. выделяются тем, что в них изображаются условно-вымышленные сюжеты, хотя и основанные на псевдофольклорных прецедентных ситуациях.
России и русское донкихотство. СПб., 2009.
Базанов 1983 — Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. Л., 1983.
Белинский 1954 — Белинский В. Г. // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т.V. М., 1953–1959. М., 1954.
Гудков 1996 — Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого?// Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 78–100.
Дубин, Рейтблат 1994 — Дубин Б.В., Рейтблат А.И. Кузмичев Ф.С. // Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. Т. 3: К — М. М., 1994. С. 208–209.
Кузмичев 1834 — Кузмичев Ф. Хитрая сваха, или Отказ доброму жениху: Комический роман. Сочинение автора сына природы, Федота Кузмичева. М., 1834.
Неклюдов — Неклюдов С.Ю. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ bookenter. htm (дата обращения: 05.04.2017).
Орлов 1833 — Орлов А.А. Муромский Дон Кишот, или Честные сумасброды: Нравственно-сатирический роман. М., 1833.
Орлов 1833а — Орлов А.А. Чертовы ночи, или новое. Не любо, не слушай, а лгать не мешай. Сочинение Александра Орлова. М., 1833.
Плетнев 1852 — Плетнев П.А. Чтение о В.А. Жуковском // Известия II отделения Академии наук. Т.I. СПб., 1852.
Поздеев 2002 — Поздеев В.А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры». М., 2002.
Пропп 1997 — Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. СПб., 1997.
Рейтблат 2001 — Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре пушкинской эпохи. М., 2001. Сочинения студентов 1806 — Сочинения студентов Санкт-Петербургского педагогического института по части эстетики. СПб., 1806.
Тынянов 1977 — Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198–226.
Шкловский 1929 — Шкловский В. О теории прозы. М., 1929.