ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЗЕ «ПИСАТЕЛЕЙ ИЗ НАРОДА» 1830-Х ГОДОВ (А. ОРЛОВ, Ф. КУЗМИЧЕВ)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
«писатели из народа», А. А. Орлов, Ф. С. Кузмичев, пародия, фольклоризм, «низовой» читатель
Автор
В.А. Поздеев, Чжан Хун
Сведения об авторе
Поздеев В. А. — доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной
литературы и методики обучения Вятского государственного университета: Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36; тел.: +7 (833) 264-65-71;
e-mail: slavapozd@yandex.ru
Чжан Х. — кандидат филологических наук, ассистент кафедры русского языка как иностранного Вятского государственного университета: Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул.
Московская, д. 36; тел.: +7 (833) 264-65-71; e-mail: hong.zhang@mail.ru
Аннотация

Статья посвящена влиянию фольклора на творчество «писателей из народа» 1830-х гг. «Писатели из народа» в своих прозаических произведениях довольно часто использовали сюжеты и мотивы фольклора, потому что стремились создать произведения «близкие народу», «низовому» читателю. В статье рассматривается произведение довольно популярного писателя Александра Анфимовича Орлова «Чертовы ночи» (1833), в котором использовались реминисценции не только из произведения О. Сомова и других русских авторов, но и фольклорные мотивы русских быличек, преданий, легенд, древнерусских произведений. В пародийном произведении «Муромский Дон Кишот, или Честные сумасброды. Нравственно-сатирический роман» (1833) А. Орлов использовал образы из русских былин (Илья Муромец, Соловей-разбойник), а также Сервантеса (Дон Кихот, Санчо Панса). Пародирование в «низовой» литературе кардинально отличается от пародирования в высокой литературе. Пародия А. Орлова более прямолинейна и открыта для читателя. В произведении Федота Семеновича Кузмичева «Хитрая сваха, или Отказ доброму жениху» (1834) перекликаются мотивы из «Женитьбы» Н. В. Гоголя и описания свадебных обрядов. Авторы используют свои знания, наблюдения, а также книжные клише ХVIII — первой трети XIX в. о бытовых реалиях, обрядах и верованиях, своеобразно трансформируя этнографический материал. Условно «фольклорные» произведения А. А. Орлова, Ф. С. Кузмичева и др. выделяются тем, что в них изображаются условно-вымышленные сюжеты, хотя и основанные на псевдофольклорных прецедентных ситуациях.

Список литературы

 России и русское донкихотство. СПб., 2009.

Базанов 1983 — Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. Л., 1983.

Белинский 1954  — Белинский В. Г. // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В  13  т. Т.V. М., 1953–1959. М., 1954.

Гудков 1996 — Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого?// Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 78–100.

Дубин, Рейтблат 1994  — Дубин Б.В., Рейтблат А.И. Кузмичев Ф.С. // Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. Т. 3: К — М. М., 1994. С. 208–209.

Кузмичев 1834 — Кузмичев Ф. Хитрая сваха, или Отказ доброму жениху: Комический роман. Сочинение автора сына природы, Федота Кузмичева. М., 1834.

Неклюдов  — Неклюдов С.Ю. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ bookenter. htm (дата обращения: 05.04.2017).

Орлов 1833  — Орлов А.А. Муромский Дон Кишот, или  Честные сумасброды: Нравственно-сатирический роман. М., 1833.

Орлов 1833а  — Орлов А.А. Чертовы ночи, или новое. Не любо, не слушай, а лгать не мешай. Сочинение Александра Орлова. М., 1833.

Плетнев 1852  — Плетнев П.А. Чтение о В.А. Жуковском // Известия II отделения Академии наук. Т.I. СПб., 1852.

Поздеев 2002 — Поздеев В.А. Фольклор и литература в  контексте «третьей культуры». М., 2002.

Пропп 1997 — Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. СПб., 1997.

Рейтблат 2001  — Рейтблат А.И. Как  Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре пушкинской эпохи. М., 2001. Сочинения студентов 1806  — Сочинения студентов Санкт-Петербургского педагогического института по части эстетики. СПб., 1806.

Тынянов 1977 — Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198–226.

Шкловский 1929  — Шкловский В. О  теории прозы. М., 1929.