«ЗАБЫТЫЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР» И ОБРЯДЫ ИЗГНАНИЯ У КОМИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
очистительные обряды, похороны, жанр, причитание, перформативные слезы
Автор
Мишарина Г. А.
Сведения об авторе
ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА МИШАРИНА
Аспирант Института философии, истории, культуры и искусств Хельсинкского университета (предмет «Фольклористика»): 00014, Финляндия, Хельсинки, ул. Унионинкату, д. 38, п/я 59; тел.: +358 45 6506903E; e-mail: gmisharina@gmail.com
Аннотация

 Архаичные ритуалы очищения, другими словами обряды изгнания, основной целью которых является защита людей и их окружения от разных видов вредных существ, известны культурам многих народов. Данная статья посвящена обрядам изгнания клопов и репейника в коми традиции и проблеме жанрового обозначения их словесно-музыкальных текстов. Впервые собиратели коми фольклора столкнулись со словесно-музыкальными текстами, сопровождающими обряды изгнания, во время сбора коми песен в 1960 г. По словам собирателей, в числе которых был музыковед, «…сохранившийся в памяти немногих воплениц забытый фольклорный жанр имеет сходства со свадебными и похоронными причитаниями». Различные источники показывают, что как первооткрыватели, так и последующие исследователи испытывали трудности в соотнесении словесных текстов обрядов изведения насекомых и сорняков с устоявшейся системой фольклорных жанров. В настоящее время жанровая классификация в фольклористике не является основной задачей, но категория жанра может быть использована в качестве ключа для понимания и интерпретации фольклорных текстов. В статье предпринята попытка определения природы жанра и аналитического термина для этой категории проблемных текстов. Поэтическая составляющая текстов по клопам и репейнику анализируется в перформативном аспекте. Выявляются взаимосвязи очистительных обрядов и их причитаний с похоронами и похоронными плачами.

Список литературы

Адоньева 2004 — Адоньева С. Б. Прагматика жанра. СПб., 2004.

Алексеевский 2007  — Алексеевский М. Д. Севернорусские похоронно-поминальные причитания как акт коммуникации: к вопросу о прагматике жанра // Рябининские чтения-2007. Матер. V науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 267–270.

Альтшулер 2007  — Альтшулер М. С. Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование: Автореф. дис. … канд. иск. М., 2007.

Байбурин 1985  — Байбурин А. К. Причитания: текст и  контекст // Artes Populates 14. Yearbook of the Department of Folklore. Budapest, 1985. С. 59–78.

Баранов 2005 — Баранов Д. А. Образы вещей. О  некоторых принципах семантизации // Антропологический форум. 2005. № 2. С. 212–227.

Бунчук 2006 — Бунчук Т. Н. Коми трудовые песни и  причитания как разновидность текстов Vita herbae et rei // Народная культура Европейского Севера России: региональные аспекты изучения: Сборник науч. тр. к  10-летию кафедры фольклора и  истории книги. Сыктывкар, 2006. С. 113–126.

Бунчук 2007  — Бунчук Т. Н. К  вопросу о  прагматической организации обрядового фольклорного текста // Русская культура нового столетия: проблемы изучения, сохранения и  использования историко-культурного наследия. Вологда, 2007. С. 526–535.

Владыкина, Глухова 2010 — Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Окказиональные обряды в  календарном цикле удмуртов // Congressus XI Internationalis Fenno-ugristarum. Piliscsaba, 2010. Pars II. Summaria acroasium in sectionibus. С. 188.

Зеленин 1994  — Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901– 1903 / сост. А. Л. Топорков. М., 1994.

Ефремова 2000 — Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / под ред. Т. Ф. Ефремовой. М., 2000.

Игушева 2004  — Игушева А. И. Очистительные обряды в  традиции коми: акциональный и  вербальный аспекты // Чужан кыв = Родное слово. Сыктывкар, 2004. № 11. С. 11–18.

Ковпик 2004  — Ковпик В. А. Способы создания комического эффекта в пародийных причитаниях: (На  материале анекдотических рассказов о  неумелых плакальщицах) // Традиционная культура. 2004. № 1. С. 75–79.

Колосова 2001 — Колосова В. Б. Чертополох // Труды факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб., 2001. Вып. 1. С. 62–72.

Колосова 2003  — Колосова В. Б. Лексика и  символика народной ботаники восточных славян (на  общеславянском фоне). Этнолингвистический аспект: Автореф. дис. … канд.  филол. наук М., 2003.

Конаков 1993 — Конаков Н. Д. От Святок до сочельника: Коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар, 1993.

Конкка 1992  — Конкка У. С. Поэзия печали. Карельские обрядовые плачи. Петрозаводск, 1992.

Левкиевская 2003 — Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и  структура. М., 2003

. Микушев 1973 — Микушев А. К. Эпические формы коми фольклора. Л., 1973.

Микушев 1979  — Микушев А. К. Трудовые песни и  импровизации // История коми литературы: в 3 т. Т. 1. Фольклор. Сыктывкар, 1979. С. 25–37.

Микушев 1994  — Микушев А. К., Чисталёв П. И. Коми народные песни: в  3 т.  Т. 2. Ижма и Печора; изд. 2-е. Сыктывкар, 1994.

Морозов 1997 — Морозов И. А., Слеп цова И. С., Островский Е. Б., Смольников С. Н., Минюхина Е. А. Духовная культура северного Бело зерья: этнодиалектный словарь. М., 1997. С. 321.

Несанелис 1994  — Несанелис Д. А. Традиционные формы досуга сельского населения Коми края (вторая треть 19 — первая треть 20 в.). Сыктывкар, 1994.

Остин 2006  — Остин Дж. Три способа пролить чернила: философские работы. СПб., 2006.

Плотникова 2006 — Плотникова А. А. Весенние заклинательные формулы изгнания «гадов» у  южных славян // Славянский и  балканский фольклор. Семантика и  прагматика текста. М., 2006. С. 319–372.

Салмин 2007  — Салмин А. К. Система религии чувашей / отв. ред. А. И. Терюков. СПб., 2007.

Сидоров 1997 (1928)  — Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и  порча у  народа коми: Материалы по психологии колдовства. СПб., 1997.

Tерновская 1981 — Терновская О. А. К описанию народных представлений, связанных с  насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и  балканский фольклор. Обряд. Текст. М., 1981. С. 139–158.

Толстая 1999  — Толстая С. М. Обрядовое голошение: лексика, семантика и прагматика // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и  речи в  традиционной культуре славян. М., 1999. С. 135–149.

Толстой 2004  — Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М., 2004.

Филиппова 1996  — Филиппова В. В. Теорети ческие проблемы изучения песенных жанров коми фольклора // Традиционная музыкальная культура народа коми: Тез. докл. Сыктывкар, 1996. С. 8, 9.

Филиппова 2002  — Филиппова В. В. Коми фольклор: Хрестоматия. Сыктывкар, 2002.

Asplund 1992  — Аsplund A. Kansanlauluja Inkerin maalta. SKST 557. Pieksämäki: Karjalaisen kulttuurin edistämissäätiö.

Ebersole 2004  — Ebersole G. L. Th e Function of Ritual Weeping Revisited: Aff ective Expression and Moral Discourse // Religion and Emotion. Approaches and Interpretations / ed. John Corrigan. Oxford, 2004. P. 185–223.

Hautala 1960 — Hautala J. Sanan mahti // Jumin Keko. Tutkielmia kansanrunoustieteen alalta. Tietolipas 17 / ed. Jouko Hautala. Helsinki, 1960.

Nenola 2002 — Nenola А. Inkerin itkut. Ingrian laments. SKST 7035. Helsinki, 2002.

Piela 2005  — Piela U. Parantajan rituaalinen kosketus // Tahdon sanoa. Kirjoituksia kielen ja perinteen voimasta. Toim. Sirpa Huttunen ja Pirkko Nuolijärvi. Helsinki, 2005.

Siikala 1992 — Siikala A.-L. Suomalainen shamanismi. Mielikuvien historia. SKST 565. Helsinki, 1992.

Tarkka 2005  — Tarkka L. Rajarahvaham laulu. Tutkimus Vuokkiniemen kalevalamittaisesta runokulttuurista 1821–1921. SKST 1033. Helsinki, 2005.