ЮЖНОРУССКИЕ И УКРАИНСКИЕ ЧЕРТЫ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ КРЕСТЬЯН Д. ПАРФЁНОВО ТОПЧИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
южнорусские и украинские переселенцы Сибири, свадебные обряды, культурная интерференция
Автор
Фурсова Е. Ф.
Сведения об авторе
Елена Федоровна Фурсова
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН: Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, пр-т Ак. Лаврентьева, д. 17; тел.: +7 (952) 905-96-94; e-mail: mf11@mail.ru
Благодарность

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ № 16-01-18028е.

Аннотация

В статье рассматриваются межкультурные взаимодействия в д. Парфёново Алтайского края, где проживают переселенцы южнорусского (курские) и украинского (черниговские) происхождения. В основу исследования положены полевые материалы по свадебной обрядности Восточнославянского этнографического отряда2, собранные в 2005–2015 гг. Во внимание принимается фактор многовекового сосуществования курских и украинских переселенцев на местах прежнего места жительства на юге Курской губернии. Если до момента переселения в Сибирь в Судженской волости Курской губернии представители разных этнокультурных групп (курские, украинцы) ориентировались на сложившиеся круги брачных связей, то на новом месте селяне стали активно заключать «смешенные» браки. Автор показывает, какие факторы влияли на трансформацию и степень сохранности свадебных обрядов парфёновцев в первой половине ХХ в. Явления культурной интерференции заключаются в том, что «подобное усиливается подобным», при условии, если находится подходящая замена (например, замена каравайного обряда на блины) и, наоборот, существенное различие этнических традиций ведет к их ослаблению и забвению. В д. Парфёново под влиянием традиций старожилов трансформировались некоторые внешние формы черниговских и курских обрядов, содержательная их часть сохранялась до процессов раскрестьянивания и угнетения народной культуры в 1930–1950-х гг. Указанные механизмы культурной интерференции способствовали выработке общих деревенских традиций, которые составили локальную специфику местной свадьбы в середине ХХ в.

Список литературы

Абрамов 1905 — Абрамов И. Черниговские малороссы: Быт и песни населения Глуховского уезда: Этнографический очерк. СПб., 1905.

Белорусские песни, собранные П.В. Шейном // Записки Императорского Русского географического общества по  отделению этнографии. СПб., 1873. С. 617–639.

Григоровский 1882  — Григоровский Н.П. Очерки Нарымского края // Записки ЗападноСибирского отдела Императорского Русского географического общества. Омск, 1882. Кн. 4. С. 1–31.

Ермакова 2012 — Ермакова И.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района). Курск, 2012.

Ильинский 1893  — Ильинский Ф. Русская свадьба в Белгородском уезде. Кременец, 1893.

Похабов 1999  — Похабов В.Ф. Свадебная обрядность сел среднего течения реки Кии // Народная культура Сибири: Матер. VIII научн.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по  фольклору. Омск, 1999. С. 127–132.

Фурсова, Васеха 2005 — Фурсова Е.Ф., Васеха Л.И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX  — первой трети ХХ века (по материалам Новосибирской области). Ч. 2. Новосибирск, 2005.

Фурсова 2000  — Фурсова Е.Ф. Восточные славяне в  Западной Сибири: создание этноэкологических систем развития // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 3. С. 65–69.

Чистов 1987 — Чистов К.В. Семейные обряды и  обрядовый фольклор // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 396–416. Янчук 1885 — Янчук Н. Малорусская свадьба в  Корницком приходе Константиновского уезда Седлецкой губернии. М., 1885.