«ВЕЩИЦА» В МИФОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ РУССКИХ СРЕДНЕГО ПРИКАМЬЯ

Альманах
Ключевые слова
мифологический персонаж колдунья-вещица, мифологические рассказы русских Среднего Прикамья
Автор
А.В. Черных, И.И. Русинова, Ю.А. Шкураток
Сведения об авторе
Черных А.В. — доктор исторических наук, заведующий сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН:
Российская Федерация, 614090, г. Пермь, ул. Ленина, д.13а; тел.: +7 (3422) 212-70-19; e-mail:
atschernych@yandex.ru
Русинова И.И. — кандидат филологических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета: Российская Федерация, 614090, г. Пермь,
ул. Букирева, д.15; тел.: +7 (3422) 239-67-95; e-mail: irusinova@mail.ru
Шкураток Ю.А. — кандидат филологических наук, старший преподаватель Пермского государственного национального исследовательского университета: Российская Федерация,
614090, г. Пермь, ул. Букирева, д.15; тел.: +7 (3422) 239-67-95; e-mail: shkuratok@mail.ru
Благодарность

Исследование выполнено в рамках проектов РГНФ № 14-34-01279 «Сохранение и исследование лингвистического наследия поликультурного региона: применение информационных технологий» и № 15-11-59002 «Символические функции объектов традиционной культуры народов Урала».

Аннотация

В статье на основе материала мифологических рассказов, записанных в ходе полевых исследований последних десятилетий и извлеченных из архивных собраний, рассматривается комплекс представлений, связанный с колдуньей-вещицей. Вещица в Среднем Прикамье —  это женский мифологический персонаж, соединяющий черты реального человека и демона. По своим характеристикам вещица близка к ведьме и колдунье, но, в отличие от этих персонажей, обладающих широким набором вредоносных функций, вещица имеет довольно ограниченный спектр персонажеобразующих злокозненных действий: его специфической функцией является причинение вреда репродуктивному здоровью человека и животных. Вещица вынимает плод из чрева беременной женщины или самки животного, заменяя его каким-либо бытовым предметом, повреждает половые органы мужчин. Характерной способностью вещицы является оборотничество. Изучаемый персонаж имеет широкий спектр образов оборотничества, при этом облики сороки и свиньи являются наиболее распространенными. Тексты мифологических рассказов позволяют определить разнообразные способы распознавания вещицы и обереги от ее воздействия. Исследуются номинации данного персонажа, отмечается, что названия «векша», «векошка», «векшица», «вештица», «вещелица», «вещица» являются специфичными и используются для обозначения только изучаемого женского персонажа с названным набором функций. В статье анализируется география распространения представлений о данном мифологическом персонаже у русских на территории Среднего Прикамья —  это южные районы Пермского края, республика Удмуртия и сопредельные территории республик Башкортостан и Татарстан.

Список литературы

БАС 2005 — Большой академический словарь русского языка. М.; СПб., 2005. Т. 2.

Бахматов 2008 — Бахматов А.А. и др. Русские в  Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор: Матер. и исследования / А.А. Бахматов, Т.Г. Голева, И.А. Подюков, А.В. Черных. Пермь, 2008.

Былички 1991 — Былички и бывальщины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост., вступ. ст. и коммент. К.Э. Шумов. Пермь, 1991.

Верещагин 2001 — Черты из характеристики русских Прикамского края (РФ  Научно-отраслевого архива УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2Н. Д. 611. Л. 1–33) // Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3: Очерки русских Вятско-Прикамского края. Кн. 2. Вып. 2 / Под ред. В.М. Ванюшева. Отв. за вып. Г.К. Шкляев; Предисл. В.М. Ванюшева; Предм.-темат. указ. Г.К. Шкляева и  Т.Г. Владыкиной. Ижевск, 2001. С. 14–25.

Виноградова 2000 — Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.

Гладких 1913 — Гладких А.Н. Крестьянские свадебные обряды и прочее у жителей села Торговижского Красноуфимского уезда Пермской губернии  // Труды Перм. учен. арх. комиссии. Пермь, 1913. Вып. 10. С. 16–73.

Гура 2009  — Гура А.В. Рыба  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2009. Т. 4. С. 505–506.

Зеленин 1994 — Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии: (Этнографический и  историко-литературный очерк)  // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913. М., 1994. С. 59–104.

Кабакова 2004 — Кабакова Г.И. Мужчина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2004. Т. 3. С. 317–319.

Куединские былички 2004  — Куединские былички: мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце ХIХ — первой половине ХХ в. / Сост. А.В. Черных. Пермь, 2004.

Мифологические рассказы 2015  — Мифологические рассказы русских крестьян ХIХ– ХХ вв. / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М.Н. Власовой. СПб., 2015.

Мозель 1864 — Мозель Х. Материалы для географии и статистики России. Пермская губерния. СПб., 1864. Ч. 2. Одна вещица 1914  — Н. Н.Б. Одна вещица // Известия Сарапульского земского музея. М., 1914. Вып. IV. С. 167.

Русинова 2010а  — Русинова И.И. Еще раз об облике бесовском. Статья  1 (на  материале мифологических рассказов Пермского края) // Вестник Перм. ун-та. Российская и  зарубежная филология. 2010. Вып. 3 (9). С. 18–25.

Русинова 2010б  — Русинова И.И. Еще раз об облике бесовском: Статья  2 (на  материале мифологических рассказов Пермского края) // Вестник Перм. ун-та. Российская и  зарубежная филология. 2010. Вып. 6 (12). С. 13–17.

СРНГ 1969  — Словарь русских народных говоров. Л., 1969. Вып. 4. СРГНП 2003  — Словарь русских говоров Низовой Печоры. Т. 1: Аблемай — ощупя / Под ред. Л.А. Ивашко. СПб., 2003. СРГЮП 2010  — Словарь русских говоров Южного Прикамья. А  — К  / И.А. Подюков, А.В. Черных, Е.Н. Свалова, С.М. Поздеева, С.В. Хоробрых. Пермь, 2010.

Христофорова 2013  — Христофорова О.Б. Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции. М., 2013.

Черных 1998 — Черных А. В. Этнический состав населения и  особенности расселения в Южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ в. // Этнические проблемы регионов России: Пермская область. М., 1998. С. 39–113.

Черных 2002 — Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в  конце XIX  — начале ХХ  в. (по  материалам южных районов Пермской области). Пермь, 2002.

425 лет 1983 — 425 лет добровольного присоединения Удмуртии к России. Ижевск, 1983.

Шепталин 2007 — Шепталин А.А. Сарапул. Сарапулъ. Сарапуль: историко-краеведческие очерки. Ижевск, 2007.

Шкураток 2011 — Шкураток Ю.А. Этимология пермского диалектного слова векшица  // Слово в  традиционной и  современной культуре: Тез. межвуз. конф. молодых ученых. Екатеринбург, 2011. С. 90–92.

Шумов, Черных 1996 — Шумов К.Э., Черных А.В. Беременность и  роды в  традиционной культуре русского населения Прикамья // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С. 175–191.