Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: Российская Федерация, Удмуртская Республика, 426004, г. Ижевск,
ул. Ломоносова, д. 4; тел.: +7 (3412) 68-78-70; e-mail: nad_shutova@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению магических способностей, социального статуса и функций удмуртских знающих1/гадателей туно/усто/абызась. Основой послужили полевые материалы автора, информация краеведов и исследователей конца XIX — начала XX в., а также труды современных исследователей. Впервые описание деятельности служителей культа дано по периодам: конец XVIII — начало XX в. и вторая половина XX в. Приведена информация о двух выдающихся гадателях, один из которых Уля Онтон жил в конце XVIII — первой половине XIX в., а другой — Лик Олексей — в середине — второй половине XX в. Выявлено, что туно обладали большой общественной значимостью как носители сакрального знания, люди, наделенные сверхъ естественными способностями и даром пророчества. Они получали информацию с помощью молитв, магических заклинаний, музицирования, плясок и ритуалов, употребления галлюциногенных средств растительного происхождения. К ним обращались за помощью в экстраординарных и окказиональных ситуациях: при выборе места для молений, назначении главных жрецов для святилищ, для определения местонахождения кладов, при болезнях людей и скотины, в других трудных жизненных ситуациях. Однако положение туно в религиозной сфере было ограничено деятельностью жрецов, которые играли главную посредническую роль между миром людей и миром богов. В рассматриваемое время почти все удмурты официально являлись христианизированными, традиционные служители культа постепенно теряли свой высокий сакральный статус. В XX в. число предсказателей значительно сократилось, а их функции были связаны с исцелением и поисками пропавших людей и домашней скотины.
Бауло, Солдатова 2001 — Бауло А.В., Солдатова Г.Е. Няйт // Мифология Манси. Новосибирск, 2001. С. 101–102.
Блинов 1898 — Блинов Н. Языческий культ вотяков. Вятка, 1898.
Богаевский 1890 — Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4. № 1. С. 75–109, 116–163.
Васильев 1906 — Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. ИОАИЭ. Казань, 1906. Т. 22. Вып. 3. С. 186–219.
Верещагин 1996 — Верещагин Г.Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Ижевск, 1996.
Верещагин 1998 — Верещагин Г.Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 1. Ижевск, 1998.
Владыкина 2004 — Владыкина Т.Г. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре // Удмуртская мифология / Под ред. В.Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 97–102.
Владыкина, Глухова 2011 — Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011.
Гаврилов 1891 — Гаврилов Б. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского прихода // Труды IV Археологического съезда в России. Казань, 1891. С. 80–156.
Елабужский 1895 — Елабужский М. Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда // Вятские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 154–155.
Емельянов 1921 — Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. Вып. 3.
Конаков 1999 — Конаков Н.Д. Тќдысь // Мифология коми / Авт. колл.: Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина и др. М.; Сыктывкар, 1999. Т. 1. С. 355–356.
Конаков 1999 — Конаков Н.Д. Тун // Мифология коми / Авт. колл.: Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина и др. М.; Сыктывкар, 1999. Т. 1. С. 360. Кулемзин 2000 — Кулемзин В.М. Йол // Мифология хантов. Томск, 2000. С. 140–143. КЭСК 1970 — Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. М., 1970.
Левкиевская 1999 — Левкиевская Е.Е. Знахарь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М, 1999. С. 347–350.
Левкиевская 2009 — Левкиевская Е.Е. Прорицание // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через реку) — С (Сито) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2009. С. 298–300.
Луппов 1911 — Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX в. // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1911. Вып. 1–2. Луппов 1899 — Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времен первых исторических известий о них до XIX в. СПб., 1899.
Майков, Козлов 2004 — Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. М., 2004.
Новик 1992 — Новик Е.С. Шаманская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2: К — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1992. С. 638–639.
Овсянникова E. 2001 — Овсянникова Е. Кузёбай вцсьёс // Инвожо. 2001. № 12. 60–68-тћ б.
Панина 2014 — Панина Т.И. Слово и ритуал в народной медицине удмуртов. Ижевск, 2014. Салмин 2016 — Салмин А.К. Праздники, обряды и верования чувашского народа. Чебоксары, 2016.
Тойдыбекова 2007 — Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: Этногр. справ. ЙошкарОла, 2007.
Токарев 1990 — Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. УРС 2008 — Удмуртско-русский словарь = Удмурт-њуч кыллюкам / Отв. ред. Л.Е. Кириллова. Ижевск, 2008.
Шутова 2001 — Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Ижевск, 2001.
Шутова 2010 — Шутова Н.И. Деревенские жрецы в народной религии удмуртов (конец XIX — первая половина XX в.) // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 130– 137.
Элиаде 1997 — Элиаде М. Шаманизм — архаичная техника экстаза. Киев, 1997. URL: http://modernlib.ru/books/eliade_mircha/ shamanizm_arhaicheskie_tehniki_ekstaza_2 (дата обращения: 06.03.2017).