УДМУРТСКИЕ ЗНАЮЩИЕ/ГАДАТЕЛИ ТУНО В КОНЦЕ XVIII—XX ВЕКАХ: СПОСОБНОСТИ, ФУНКЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
удмурты, гадатель туно, сакральное знание, функции, сверхъестественные способности, хранители традиции
Автор
Н.И. Шутова
Сведения об авторе
Надежда Ивановна Шутова
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: Российская Федерация, Удмуртская Республика, 426004, г. Ижевск,
ул. Ломоносова, д. 4; тел.: +7 (3412) 68-78-70; e-mail: nad_shutova@mail.ru
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению магических способностей, социального статуса и функций удмуртских знающих1/гадателей туно/усто/абызась. Основой послужили полевые материалы автора, информация краеведов и исследователей конца XIX — начала XX в., а также труды современных исследователей. Впервые описание деятельности служителей культа дано по периодам: конец XVIII — начало XX в. и вторая половина XX в. Приведена информация о двух выдающихся гадателях, один из которых Уля Онтон жил в конце XVIII — первой половине XIX в., а другой — Лик Олексей — в середине — второй половине XX в. Выявлено, что туно обладали большой общественной значимостью как носители сакрального знания, люди, наделенные сверхъ естественными способностями и даром пророчества. Они получали информацию с помощью молитв, магических заклинаний, музицирования, плясок и ритуалов, употребления галлюциногенных средств растительного происхождения. К ним обращались за помощью в экстраординарных и окказиональных ситуациях: при выборе места для молений, назначении главных жрецов для святилищ, для определения местонахождения кладов, при болезнях людей и скотины, в других трудных жизненных ситуациях. Однако положение туно в религиозной сфере было ограничено деятельностью жрецов, которые играли главную посредническую роль между миром людей и миром богов. В рассматриваемое время почти все удмурты официально являлись христианизированными, традиционные служители культа постепенно теряли свой высокий сакральный статус. В XX в. число предсказателей значительно сократилось, а их функции были связаны с исцелением и поисками пропавших людей и домашней скотины.

Список литературы

Бауло, Солдатова 2001 — Бауло А.В., Солдатова Г.Е. Няйт // Мифология Манси. Новосибирск, 2001. С. 101–102.

Блинов 1898 — Блинов Н. Языческий культ вотяков. Вятка, 1898.

Богаевский 1890 — Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 1890. Кн. 4. № 1. С. 75–109, 116–163.

Васильев 1906  — Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. ИОАИЭ. Казань, 1906. Т. 22. Вып. 3. С. 186–219.

Верещагин 1996  — Верещагин Г.Е. Собр. соч.: В  6  т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Ижевск, 1996.

Верещагин 1998  — Верещагин Г.Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 1. Ижевск, 1998.

Владыкина 2004  — Владыкина Т.Г. Знающий (туно) в  удмуртской традиционной культуре // Удмуртская мифология / Под ред. В.Е. Владыкина. Ижевск, 2004. С. 97–102.

Владыкина, Глухова 2011 — Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: Обряды и  праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011.

Гаврилов 1891  — Гаврилов Б. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского прихода // Труды IV Археологического съезда в  России. Казань, 1891. С. 80–156.

Елабужский 1895  — Елабужский М. Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда // Вятские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 154–155.

Емельянов 1921  — Емельянов А.И. Курс по  этнографии вотяков: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. Вып. 3.

Конаков 1999  — Конаков Н.Д. Тќдысь // Мифология коми / Авт. колл.: Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина и  др. М.; Сыктывкар, 1999. Т. 1. С. 355–356.

Конаков 1999  — Конаков Н.Д. Тун // Мифология коми / Авт. колл.: Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина и  др. М.; Сыктывкар, 1999. Т. 1. С. 360. Кулемзин 2000 — Кулемзин В.М. Йол // Мифология хантов. Томск, 2000. С. 140–143. КЭСК 1970  — Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. М., 1970.  

Левкиевская 1999  — Левкиевская Е.Е. Знахарь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под  общ. ред. Н.И. Толстого. М, 1999. С. 347–350.

Левкиевская 2009 — Левкиевская Е.Е. Прорицание // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через реку)  — С  (Сито) / Под  общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2009. С. 298–300.

Луппов 1911 — Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX в. // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1911. Вып. 1–2. Луппов 1899 — Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времен первых исторических известий о них до XIX в. СПб., 1899.

Майков, Козлов 2004  — Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. М., 2004.

Новик 1992  — Новик Е.С. Шаманская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2: К — Я / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1992. С. 638–639.

Овсянникова E. 2001 — Овсянникова Е. Кузёбай вцсьёс // Инвожо. 2001. № 12. 60–68-тћ б.

Панина 2014  — Панина Т.И. Слово и  ритуал в народной медицине удмуртов. Ижевск, 2014. Салмин 2016  — Салмин А.К. Праздники, обряды и  верования чувашского народа. Чебоксары, 2016.

Тойдыбекова 2007 — Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: Этногр. справ. ЙошкарОла, 2007.

Токарев 1990  — Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. УРС 2008 — Удмуртско-русский словарь = Удмурт-њуч кыллюкам / Отв. ред. Л.Е. Кириллова. Ижевск, 2008.

Шутова 2001 — Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Ижевск, 2001.

Шутова 2010 — Шутова Н.И. Деревенские жрецы в  народной религии удмуртов (конец XIX  — первая половина XX в.) // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 130– 137.

Элиаде 1997  — Элиаде М. Шаманизм  — архаичная техника экстаза. Киев, 1997. URL: http://modernlib.ru/books/eliade_mircha/ shamanizm_arhaicheskie_tehniki_ekstaza_2 (дата обращения: 06.03.2017).