https://orcid.org/0000-0003-2878-1067
Кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета:
Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6;
тел.: +7 (499) 973-40-94;
доцент исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4;
тел.: +7 (495) 939-55-77; e-mail: kabitski@yahoo.es
Данная статья опирается на идеи и материалы, впервые представленные на III Международном полевом этнографическом симпозиуме, посвященном напиткам в народной культуре и проходившем в сентябре 2018 г. в Ижевске. Автор выражает благодарность организаторам и участникам симпозиума, некоторые из выступлений которых перекликаются с данной темой.
В современном этнографическом изучении питания принято уделять внимание не только составу и приготовлению пищи и напитков, но и практикам и тра-дициям их употребления, связанным с ним нормам поведения, элементам этикета, комплексам значений, которые они несут, т. е. тому, что входит в понятие «культура потребления». Как и во многих других регионах мира, в Южной Европе вокруг употребления определенных алкогольных и безалкогольных напитков сложился устойчивый куль-турный контекст, локально привязанный к неким публичным пространствам, которые выступают как место общения, позволяя поддерживать сознание и чувство коллектива. Ряд аспектов данного традиционного явления проявляет значительную устойчивость, восходя отчасти, вероятно, к эпохе античности. С другой стороны, культура общественных пространств, связанных с употреблением напитков (таверн, баров, кафе и др.), переживает и достаточно динамичные изменения, влияющие на традиционный облик южноевропейской культуры и внимательно изучаемые в последнее время этноантропологами с применением ряда новаторских подходов.
Источники и материалы
Алферова 2000 — Римские древности: крат-кий очерк / Под ред. И. В. Алферовой. Смоленск, 2000.
Винничук 1988 — Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима. М., 1988.
Ирмшер 1989 — Словарь античности / Сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне. М., 1989.
Криворучек 2014 — Криворучек А. Моряков на русских «Мистралях» лишили бара и двух-местных кают // Известия. 2014. 09.07. URL: https://iz.ru/news/573590 (дата обращения: 10.09.2018).
Сергеенко 2000 — Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. СПб., 2000.
Gancedo 2014 — Gancedo E. Javier Tomé: “La taberna siempre ha sido la universidad del pueblo” // Diario de León. 2014. 09.01.
Исследования
Андреев 2004 — Андреев Ю. В. Мужские со-юзы в дорийских городах-государствах (Спар-та и Крит). СПб., 2004.
Ильмова 2010 — Ильмова Ю. А. Римская гастрономическая культура III–II вв. до н. э. // Ярославский педагогический вестник. 2010. No 1. С. 199–203.
Кабицкий 2011 — Кабицкий М. Е. Антро-пология пищи и питания сегодня. Введение в тему // Этнографическое обозрение. 2011. No 1. C. 3–7.
Кабицкий 2014 — Кабицкий М. Е. Феномен малого города/поселка в Южной Европе: к постановке проблемы // Малые города — боль-шие проблемы. М., 2014. С. 87–116.
Павловская 2006 — Павловская А. Н. Италия и итальянцы. М., 2006.
Прыжов 2009 — Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского на-рода. М., 2009.
Травер 2013 — Травер П. В. История и образ кабака и трактира в русской культуре // История и современность. 2013. No 1. С. 90–109.
Agulhon 1977 — Agulhon M. Le Cercle dans la France bourgeoise, 1810–1848. Étude d’une mutation de sociabilité // Cahiers des Annales. 1977. No 36. P. 100–101.
Almeida 1991 — Almeida M. V. de. Da taberna ao café: a casa dos homens // Portugal Moderno. Tradições. Enciclopédia temática. Lisboa, 1991. P. 176–181.
Baudrillard et al. 1991 — Baudrillard J. et al. Citoyenneté et urbanité. Paris, 1991.
Bonet 2012 — Bonet Correa A. Los cafés históricos. Madrid, 2012.
Díaz-Plaja 1995 — Díaz-Plaja F. La vida cotidiana en la España romana. Madrid, 1995.
Espina 1995 — Espina A. Las tertulias de Madrid. Madrid, 1995.
Gelz 2006 — Gelz A. Tertulia. Literatur und Soziabilität im Spanien des 18 und 19 Jahrhunderts. Frankfurt, 2006.
Habermas 1962 — Habermas J. Strukturwandel der Öff entlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft . Frankfurt, 1962.
Le Café 1980 — Le Café en Méditerranée. Histoire, anthropologie, économie. XVIII–XX siècle. Aix-en-Provence, 1980.
Papataxiarchis 1991 — Papataxiarchis E. Friends of the heart: Male commensal soli-darity, gender and kinship in Aegean Greece // Contested identities: Gender and kinship in modern Greece / Ed. by P. Loizos, E. Papataxiarchis. Princeton, 1991. P. 156–179.
Photiades 1965 — Photiades J. Th e position of the coff eehouse in the social structure of the Greek village // Sociologia Ruralis. 1965. No 5. P. 45–53.Portugal
Moderno 1991 — Portugal Moderno. Tradições. Enciclopédia temática. Lisboa, 1991.
Robles 1938 — Robles J., Shoemaker W. H. Tertulias españ olas. New York, 1938.
Suremain, Chaudat 2006 — Suremain C.-E., Chaudat P. Des normes à boire et à manger // Journal des anthropologues. 2006. No 106–107. P. 9–14.
Tudela 1984 — Tudela M. Aquellas tertulias de Madrid. Madrid, 1984.
Urreiztieta 1985 — Urreiztieta J. L. Las tertulias de rebotica en España (siglo XVIII — siglo XX). Madrid, 1985.
Veyne 1991 — Veyne P. La Société romaine. Paris, 1991.
Кабицкий М. Е. Традиционные напитки и общественные пространства. Опыт изучения в Южной Европе // Традиционная культура. 2019. Т. 20. No 3. С. 131–138.