https://orcid.org/0000-0003-3852-6617
Кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-17-80; e-mail: kozhanov.kirill@gmail.co
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕРНЫХ
https://orcid.org/0000-0002-7670-3912
Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН:
Российская Федерация, 614090, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13а;
тел.: +7 (3422) 212-70-19; e-mail: atschernych@yandex.ru
В статье на основе материалов, полученных в ходе полевых исследований последних десяти лет в поселениях цыган-кэлдэраров группы молдовáя на территории России, рассматривается комплекс представлений, связанных с удачей и предметами-талисманами. Эти представления являются составной частью воззрений, обычаев и ритуалов, направленных на обеспечение благополучия и привлечения удачи. Исследуются особенности талисманов, изготовленных из летучей мыши, «червивой» лягушки, кожи змеи, пчелиного или осиного гнезда, муравьиного «масла», а также «кашицы», полученной от мифологического персонажа мамёрры. Такие талисманы может получить только знающий человек, который способен понять, что перед ним объект, приносящий удачу, и не испугается его взять. Изготовление некоторых талисманов предполагает период испытаний — ссоры и неудачи в течение шести недель; только при условии преодоления этого периода, не рассказав никому о находке, человек приобретает удачу. Талисманы часто изготавливают с использованием золота, хлеба или муки, воска. Изготовленные талисманы, как правило, хранятся рядом с семейными сбережениями, реже за иконами. Удача обычно проявляется в увеличивающемся заработке мужчин (даже если талисман был найден и изготовлен женщиной). Представления об удаче и изготовлении талисманов, распространенные среди цыган-кэлдэраров, находят аналоги в румынской и славянской народных культурах, хотя абсолютно идентичных ритуалов найти не получается. В статье также приведены тексты, раскрывающие особенности представлений об удаче и талисманах, цитируются мифологические и бытовые рассказы и комментарии к ним на цыганском и русском языках.
Кожанов, Черных 2016 — Кожанов К. А., Черных А. В. Мифологические персонажи цыган-кэлдэраров: мамёрры // Традиционная культура. 2016. № 4. С. 135–146.
Кожанов, Черных 2017 — Кожанов К. А., Черных А. В. Лягушка в обычаях и обрядах цыган-кэлдэраров // Живая старина. 2017. № 3. С. 43–46.
Черных 2012 — Черных А. В. Комара — хозяйка золота и хранительница кладов в традиционной культуре и фольклоре цыган-кэлдэраров // Традиционная культура. 2012. № 3. С. 120–128.
Черных 2015 — Черных А. В. Золото в обычаях и обрядах цыган-кэлдэраров // Традиционная культура. 2015. № 4. С. 143–156