https://orcid.org/0000-0001-5695-6915
Доктор исторических наук, профессор Учебно-научного центра социальной антропологии, Российский государственный гуманитарный университет:
Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 2;
тел.: +7 (495) 250-61-18; e-mail: maxmikhalev@yahoo.com
Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Роль этнического фактора в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития приграничных территорий Сибири и Дальнего Востока» (Программа фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020–2022 гг.).
В данной статье рассказывается о конкретных судьбах четырех жителей дальневосточного фронтира России, в перипетиях которых отражается столкновение цивилизации, выступающей под маской модернизации, с традицией, которая пытается ей противостоять. Индивидуальные судьбы жителей Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края — якута Иванова, эвенка Чепалова, русского Жукова и латыша Пруса — анализируются и сравниваются для того, чтобы попытаться выделить общие закономерности, описать ход и предсказать исход этого масштабного столкновения. Обнаруживается, что наиболее эффективной стратегией, используемой теми, кто непосредственно проживает в зоне соприкосновения модернизации и традиции, является осторожное заимствование элементов и/или использование возможностей, которые предоставляет противоположная культура, при условии сохранения тесной связи с культурой собственной. Показывается, что в том случае, если по каким-то причинам такой баланс соблюсти не удается, исход может оказаться трагичным. Трагичным не только для традиционной культуры, рискующей в этом случае просто исчезнуть с лица земли, но и для цивилизации, которая в попытках трансформировать противостоящую ей традицию может утратить связь с собственной природой и в конечном итоге быть этой же традицией поглощенной.
Источники и материалы
Виноградова 2014 — Виноградова П. Китовое эльдорадо // Русская планета. 2014. 1 августа. URL: https://terranova2017.livejournal. com/719266.html (дата обращения: 09.09.2022).
Зарево над Чумиканом 2011 — Зарево над Чумиканом // Тихоокеанская звезда. 2011. 17 марта. URL: https://toz.su/newspaper/tolko_u_ nas/2011–03–17–23–39–55/ (дата обращения: 09.09.2022).
Общие сведения 2022 — Общие сведения о Тугуро-Чумиканском районе // Официальный сайт администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края. URL: https://chumikanadm.khabkrai.ru/O-rajone/Istoriya/243 (дата обращения: 09.09.2022).
Савченко 2019 — Савченко А. Затерянные могилы, но не забытые имена // Тихоокеанская звезда. 2019. 13 декабря. URL: https://toz.su/ special_issues/pamyat/zateryannye_mogily_no_ ne_zabytye_imena/ (дата обращения: 09.09.2022).
Северянин рассказал 2018 — Северянин рассказал о белых пятнах в истории Чумикана / /Информагентство ХКС. 2018. 28 марта. URL: https://todaykhv.ru/news/society/11972/ (дата обращения: 09.09.2022).
Ященко 2009 — Ященко В. Р. Суровые испытания тайги. М.: Картография, 2009.
Исследования
Как сегодня изучать 2020 — Как сегодня изучать фронтиры? Дискуссия по статье Д. В. Сеня // Петербургские славянские и балтийские исследования. 2020. № 1 (27). С. 81–105. DOI: 10.21638/spbu19.2020.105
Каппелер 2003 — Каппелер А. Южный и восточный фронтир России в XVI–XVIII веках // Ab imperio. 2003. № 1. С. 47–65. DOI: 10.30759/1728– 9718–2018–4(61)-72–80
Побережников 2018 — Побережников И. В. Фронтирная модернизация на востоке Российской империи: региональные вариации // Уральский исторический вестник. 2018. № 4 (61). С. 72–80.
Михалев М. С. Столкновение с цивилизацией. Модернизация и традиция в биографиях жителей Чумикана // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 4. С. 150–159.