Доктор филологических наук, профессор, директор Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова: Российская Федерация, 163002, г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 17; тел. + 7 (8182) 21-61-00; e-mail: navad@atknet.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и правительства Архангельской обл. «Русский Север: история, современность, перспективы» в рамках научного проекта № 15–14–29002 «а(р)» «Фольклорно-речевая практика и локальная идентичность жителей г. Архангельска и Северодвинска».
В статье предпринят анализ устной религиозной прозы, связанной с Соловецким монастырем, который в советское время был тюрьмой. Тексты были записаны в 2007–2015 гг. от жителей г. Архангельска. Анализируемые нами тексты разножанровы, но большую их часть составляют местные легенды. Выделяются тематические блоки: «История монастыря»; «Чудеса, происходящие в святом месте» (с мотивами исцеления человека после пребывания в монастыре, изменения погоды после обращения к святым или по обету, явления или обретения святыни, появления чудесных знаков или знамений, возникновения местночтимых святынь), «Наказание за непочитание святыни». В современной фольклорно-речевой практике жителей г. Архангельска рассказы о соловецких чудесах встречаются преимущественно среди образованной части населения и относятся к культуре прицерковного круга. В корпусе соловецких рассказов встречаются как старые сюжеты, так и относящиеся к периоду новейшей истории. Монастырские сюжеты взаимодействуют с тюремными. Часть текстов можно квалифицировать как гипертексты, возникшие на стыке устной и книжной традиций.
Устные рассказы о Соловках выражают как национальную, так и локальную идентичность жителей г. Архангельска, для которых история Соловецкого монастыря является частью их региональной истории.
Бараг 1993 — Бараг Л. Г. Легенда // Восточнославянский фольклор: Свод научной и народной терминологии. Минск, 1993. С. 128.
Белова 2004 — Белова О. В. Николай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка). М., 2004. С. 398–401.
Бернштам 2009 — Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. М., 2009.
Бойль 1854 — Бойль Р. П. Известия с Белого моря. О действиях неприятельских судов (Из донесений архангельского военного губернатора) //
Морской сборник. 1854. № 8. С. 265–267.
Ведерникова, Никитина 2014 — Ведерникова Н. М., Никитина С. Е. Соловки в памяти поморов (по материалам экспедиций в Поморье). М., 2014.
Виноградов 1973 — Виноградов Н. Н. Древние лабиринты Архангельского Беломорья // Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1973. С. 63–76.
Виноградов 1927 — Виноградов Н. Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников // Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927.
Гаряйнов 1854 — Гаряйнов А. А. Соловецкий монастырь и англичане. СПб., 1854.
Дмитриева 1991 — Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы // Книжные центры Древней Руси XI—XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 257.
Дранникова 1999 — Дранникова Н. В. Фольклор Архангельского края (из материалов лаборатории фольклора Поморского университета). Архангельск, 1999.
Дранникова 2004 — Дранникова Н. В. Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского Севера. Функциональность. Жанровая система. Этнопоэтика. Архангельск, 2004.
Иванова 2008 — Иванова А. А. «Устное житие» Артемия Веркольского (по материалам экспедиций в Пинежский р-н Архангельской обл.) //
Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 4. Сыктывкар, 2008. С. 170–179.
Иванова, Калуцков, Фадеева 2009 — Иванова А. А., Калуцков В. Н., Фадеева Л. В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья. М., 2009.
Комарович 1936 — Комарович В. Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. М.; Л., 1936.
Конышева 2005 — Конышева С. Соловецкий архипелаг. Возрождается монастырь на острове в Белом море // Независимая газета. 2005. № 6. 6 апреля.
Липатова 2008 — Липатова А. А. Местные легенды: механизм текстообразования. Автореф. дис. … канд. филол. наук Ульяновск, 2008. Мартынов 1993 — Мартынов А. Я. Стоянки 2–1 тысячелетий на Соловецких островах // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1993. С. 437–444.
Михеев 2004 — Михеев А. Объективное невероятное // МК-Здоровье. 2004. № 46. 1 июня.
Мороз 2009 — Мороз А. Б. Святые Русского Севера. Народная агиография. М., 2009.
Пигин 1993 — Пигин А. В., Грицевская И. М. К изучению народных легенд об «обмирании» (Видение девицы Пелагеи) // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1993. С. 48–68.
Пигин 2011 — Пигин А. В. Сказания о чудотворных иконах Олонецкого края XVII— XVIII вв. // 11–21. yüzyllarda Rus edebiyati: tipoloji, poetika, yorum, çeviri sorunlari. Istanbul, 2011. C. 338–346.
Савушкина 2003 — Савушкина Н. И. Сюжетно-композиционные типы рассказов о провалах // Традиционная культура. 2003. № 4 (12). С. 75–80. Соловецкий монастырь — Соловецкий монастырь и описание бомбардировки его англичанами 7-го июля
1854. М., 1855. Сохнова 2003 — Сохнова Г. А. В детстве она мечтала изучать тайны египетских пирамид // Карелия. Петрозаводск. 2003. 20 февраля.
Фадеева 2002 — Фадеева Л. В. Иоанн Кронштадтский в рассказах его земляков // Живая старина. 2002. № 2 (34). С. 41–44.
Фадеева 2002а — Фадеева Л. В. «Память пространства»: устные рассказы о святых местах в полевых записях // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов науч. - практ. конф. Вып. 4. М., 2002. С. 124–135.
Шеваренкова 2000 — Шеваренкова Ю. М. Жанровые разновидности народной религиозной легенды // Пятая сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Н. Новгород, 2000. С. 41–42.
Шеваренкова 2004 — Шеваренкова Ю. М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород, 2004.
Шеваренкова, Храмова, Макаревич 2008 — Религиозный фольклор в архиве Центра фольклора ННГУ: указатель сюжетов / Сост. Ю. М. Шеваренкова, Н. Б. Храмова, О. В. Макаревич. Н. Новгород, 2008.