https://orcid.org/0000-0003-3734-1514
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы
и журналистики Марийского государственного университета:
Российская Федерация, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д.1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: zolotova_tatiana@mail.ru
Работа осуществляется при поддержке гранта Российского научного фонда (22–28–01395).
В статье рассматривается инновационная форма популяризации нематериального культурного наследия — сетевая педагогическая мастерская, функционирующая в Республике Марий Эл на исследовательской и ресурсной базе классического университета, школ и гимназий. Деятельность мастерской представлена как продолжение и развитие существовавших ранее экспериментальных площадок Федерального института развития образования. Оговаривается проведенная опытно-экспериментальная работа по адаптации, последующей презентации фольклорного наследия региона в урочной и внеурочной деятельности младших школьников, а также интерпретации представленных фольклорных форм в проектной деятельности учащихся. Уникальность данной работы, по мнению автора статьи, заключается в обращении именно к локальной фольклорной традиции, систематизированной специалистами Марийского госуниверситета и представленной с помощью информационно-коммуникативных технологий (в форме электронных образовательных ресурсов), в использовании принципа «единства в многообразии», а также в применении модели SAMR при формулировке и реализации заданий учебного и проектного характера. В рамках заявленных направлений работы педагогической мастерской в статье особо оговаривается проектная деятельность по тематике «Детская городская мифология: создания школьниками авторских коллективных и индивидуальных проектов с использованием ИКТ», связанная, в частности, с презентацией и интерпретацией детьми жанра сказки. Подробно рассматривается опыт коллективного детско-взрослого проекта, посвященного осмыслению сказочного текста в рамках театрального спектакля, специфика создания детьми видеоотзывов на платформе TikTok, участия младших школьников в отборе материала из сказки и создания иллюстраций для текстового квеста, в частности, популярного сегодня игрового жанра визуальной новеллы. Автор статьи подчеркивает значимость данных вариантов популяризации традиционной культуры для формирования персональной культурной и образовательной среды. В статье также предложен обзор и иных форм популяризации нематериального культурного наследия, имеющих место в культурном и образовательном пространстве региона
Источники и материалы
Указ Президента РФ 2021 — Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия». URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202112310115 (дата обращения: 20.01.2022).
Дискуссия 2018 — Нематериальное культурное наследие: практика, политика, законодательство: Международный круглый стол «Запад — Восток: стратегия сохранения нематериального культурного наследия» (27 февраля, ГРДНТ им. В.Д. Поленова) / Подгот. Н.К. Бронникова // Традиционная культура. 2018. № 3. С. 11–19.
folklore.marsu.ru — Фольклор вятских переселенцев РМЭ: традиции и современное состояние. URL: http://folklore.marsu.ru/ (дата обращения: 20.01 2022).
vmuseum.marsu.ru — Виртуальный музей фольклора Горномарийского района РМЭ [Электронный ресурс]. URL: http://vmuseum. marsu.ru/ (дата обращения: 20.01.2022).
vmuseum2.marsu.ru — Виртуальный музей фольклора Юринского района РМЭ [Электронный ресурс]. URL: http://vmuseum2.marsu. ru/ (дата обращения: 20.01.2022).
SAMR — SAMR — уровни использования технологий. URL: https://blendedlearning.pro/ script/samr/ (дата обращения: 01.10.2022).
Исследования
Бурова, Иштриков, Логинова 2021 — Бурова Т.Л., Иштриков С.В., Логинова А.В. «Дети детям». Создание обучающимися начальной школы авторских коллективных и индивидуальных электронных образовательных ресурсов (на материале традиционной культуры // Среда интеллектуального роста: Сб. работ / Под общ. ред. Ю.С. Мануйлова. Н. Новгород: Центр науч. инвестиций, 2021. С. 95–105.
Золотова, Новицкая 2013 — Золотова Т.А., Новицкая М.Ю. Новые подходы к решению проблемы межкультурных взаимодействий (на материале экспериментального исследования ФИРО/МарГУ в Республике Марий Эл // Навстречу Третьему Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сб. науч. ст. / Сост. и отв. ред. Н.Е. Котельникова. М.: ГРЦРФ, 2013. С. 255–266.
Золотова, Новицкая 2015 — Золотова Т.А., Новицкая М.Ю. Интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как механизм обеспечения всестороннего развития обучающихся // Начальная школа. 2015. № 8. С. 41–45.
Золотова и др. 2017 — Золотова Т.А., Ефимова Н.И., Плотникова Е.А., Токтарова В.И. Формы и методы популяризации фольклорного наследия (из опыта работы фольклористов Марийского госуниверситета) // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю.А. Крашенинникова. Сыктывкар: Центр оперативной полиграфии, 2017. С. 350–360
Золотова, Плотникова 2018 — Золотова Т.А., Плотникова Е.А. Современные формы хранения и презентации регионального фольклорного материала // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 5. С. 252–266.
Золотова, Плотникова 2021 — Золотова Т.А., Плотникова Е.А. Цифровые технологии и традиционная (фольклорная) культура // Инновационные коммуникационные технологии: Сб. трудов XVIII Междунар. науч.- практ. конф. / Под ред. С.У. Увайс. М., 2021. С. 133–137.
Традиционная культура 2016 — Традиционная (фольклорная) культура и проблемы образования в регионах России: Метод. матер. / Сост. Т.А. Золотова, М.Ю. Новицкая и др.; Под ред. Л.В. Фарисенковой. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2016.
Художественная жизнь современного общества 1996 — Художественная жизнь современного общества: В 4 т. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.
Швец 2020 — Швец А.В. Отчет о XXII Летней Международной гуманитарной школе «Национальная классика и глобальный транзит: новые задачи литературного образования» (МГУ, 24–26 июня, 2019 г.) // Вестник Московского университет
Золотова Т.А. Сетевая педагогическая мастерская как форма популяризации нематериального культурного наследия современными средствами // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 1. С. 11–21.