Сетевая педагогическая мастерская как форма популяризации нематериального культурного наследия современными средствами

Альманах
Ключевые слова
нематериальное культурное наследие, популяризация, Республика Марий Эл, сетевая педагогическая мастерская, традиции, инновации
Автор
Т.А. Золотова
Сведения об авторе
Татьяна Аркадьевна Золотова
https://orcid.org/0000-0003-3734-1514
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы
и журналистики Марийского государственного университета:
Российская Федерация, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д.1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: zolotova_tatiana@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.1.001
Благодарность

Работа осуществляется при поддержке гранта Российского научного фонда (22–28–01395).

Аннотация

В статье рассматривается инновационная форма популяризации нематериального культурного наследия — сетевая педагогическая мастерская, функционирующая в Республике Марий Эл на исследовательской и ресурсной базе классического университета, школ и гимназий. Деятельность мастерской представлена как продолжение и развитие существовавших ранее экспериментальных площадок Федерального института развития образования. Оговаривается проведенная опытно-экспериментальная работа по адаптации, последующей презентации фольклорного наследия региона в урочной и внеурочной деятельности младших школьников, а также интерпретации представленных фольклорных форм в проектной деятельности учащихся. Уникальность данной работы, по мнению автора статьи, заключается в обращении именно к  локальной фольклорной традиции, систематизированной специалистами Марийского госуниверситета и  представленной с помощью информационно-коммуникативных технологий (в форме электронных образовательных ресурсов), в использовании принципа «единства в  многообразии», а  также  в  применении модели SAMR при формулировке и реализации заданий учебного и проектного характера. В рамках заявленных направлений работы педагогической мастерской в статье особо оговаривается проектная деятельность по тематике «Детская городская мифология: создания школьниками авторских коллективных и индивидуальных проектов с использованием ИКТ», связанная, в частности, с презентацией и интерпретацией детьми жанра сказки. Подробно рассматривается опыт коллективного детско-взрослого проекта, посвященного осмыслению сказочного текста в рамках театрального спектакля, специфика создания детьми видеоотзывов на платформе TikTok, участия младших школьников в отборе материала из сказки и создания иллюстраций для текстового квеста, в частности, популярного сегодня игрового жанра визуальной новеллы. Автор статьи подчеркивает значимость данных вариантов популяризации традиционной культуры для формирования персональной культурной и образовательной среды. В статье также предложен обзор и иных форм популяризации нематериального культурного наследия, имеющих место в культурном и образовательном пространстве региона

Список литературы

Источники и материалы

Указ Президента РФ 2021  — Указ Президента Российской Федерации «О  проведении в  Российской Федерации Года культурного наследия». URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202112310115 (дата обращения: 20.01.2022).

Дискуссия 2018  — Нематериальное культурное наследие: практика, политика, законодательство: Международный круглый стол «Запад — Восток: стратегия сохранения нематериального культурного наследия» (27  февраля, ГРДНТ им. В.Д. Поленова) / Подгот. Н.К. Бронникова // Традиционная культура. 2018. № 3. С. 11–19.

folklore.marsu.ru — Фольклор вятских переселенцев РМЭ: традиции и  современное состояние. URL: http://folklore.marsu.ru/ (дата обращения: 20.01 2022).

vmuseum.marsu.ru  — Виртуальный музей фольклора Горномарийского района РМЭ [Электронный ресурс]. URL: http://vmuseum. marsu.ru/ (дата обращения: 20.01.2022).

vmuseum2.marsu.ru — Виртуальный музей фольклора Юринского района РМЭ [Электронный ресурс]. URL: http://vmuseum2.marsu. ru/ (дата обращения: 20.01.2022).

SAMR  — SAMR  — уровни использования технологий. URL: https://blendedlearning.pro/ script/samr/ (дата обращения: 01.10.2022).

 

Исследования

Бурова, Иштриков, Логинова 2021  — Бурова Т.Л., Иштриков С.В., Логинова А.В. «Дети детям». Создание обучающимися начальной школы авторских коллективных и  индивидуальных электронных образовательных ресурсов (на  материале традиционной культуры // Среда интеллектуального роста: Сб. работ / Под общ. ред. Ю.С. Мануйлова. Н. Новгород: Центр науч. инвестиций, 2021. С. 95–105.

Золотова, Новицкая 2013  — Золотова Т.А., Новицкая М.Ю. Новые подходы к  решению проблемы межкультурных взаимодействий (на  материале экспериментального исследования ФИРО/МарГУ в  Республике Марий Эл // Навстречу Третьему Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сб. науч. ст. / Сост. и отв. ред. Н.Е. Котельникова. М.: ГРЦРФ, 2013. С. 255–266.

Золотова, Новицкая 2015  — Золотова Т.А., Новицкая М.Ю. Интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как механизм обеспечения всестороннего развития обучающихся // Начальная школа. 2015. № 8. С. 41–45.

Золотова и др. 2017 — Золотова Т.А., Ефимова Н.И., Плотникова Е.А., Токтарова В.И. Формы и  методы популяризации фольклорного наследия (из  опыта работы фольклористов Марийского госуниверситета) // Человек и  событие в  исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю.А. Крашенинникова. Сыктывкар: Центр оперативной полиграфии, 2017. С. 350–360

Золотова, Плотникова 2018  — Золотова Т.А., Плотникова Е.А. Современные формы хранения и  презентации регионального фольклорного материала // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 5. С. 252–266.

Золотова, Плотникова 2021  — Золотова Т.А., Плотникова Е.А. Цифровые технологии и традиционная (фольклорная) культура // Инновационные коммуникационные технологии: Сб. трудов XVIII Междунар. науч.- практ. конф. / Под ред. С.У. Увайс. М., 2021. С. 133–137.

Традиционная культура 2016  — Традиционная (фольклорная) культура и проблемы образования в регионах России: Метод. матер. / Сост. Т.А. Золотова, М.Ю. Новицкая и  др.; Под ред. Л.В. Фарисенковой. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2016.

Художественная жизнь современного общества 1996  — Художественная жизнь современного общества: В 4 т. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.

Швец 2020 — Швец А.В. Отчет о XXII Летней Международной гуманитарной школе «Национальная классика и глобальный транзит: новые задачи литературного образования» (МГУ, 24–26 июня, 2019 г.) // Вестник Московского университет

Для цитирования

Золотова Т.А. Сетевая педагогическая мастерская как форма популяризации нематериального культурного наследия современными средствами // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 1. С. 11–21.