СЕМАНТИКА ЧЕРНОГО ЦВЕТА В ПРИЧИТАНИЯХ БАЛКАНСКИХ СЛАВЯН

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
черный, константа, оплакивание, этнопоэтика, фольклор
Автор
Микитенко О. О.
Сведения об авторе
ОКСАНА ОЛЕГОВНА МИКИТЕНКО
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института искусствоведания, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины: 01001, Киев, ул. Грушевского, д. 4; тел.: +38 044 278 34 54; e-mail: oksana_mykytenko@hotmail.com
Аннотация

 «Язык» цветового кода погребального оплакивания концентрируется на символически значимых колористических атрибутах, при этом черный имеет однозначно негативную семантику и характеризуется наибольшей частотностью; белый передает идею света/святости, а также указывает в балканославянской традиции на магическую природу образа; красный и пестрый реализуются как семантически амбивалентные атрибуты; золотой и серебряный выступают преимущественно как прием глорификации в обращении к умершему; зеленый описывает семантическую сферу «жизни» как в пространственном отношении, так и социально-возрастном, указывая на преждевременную смерть в молодом возрасте, в то время как серый/сизый относится к пожилому человеку, а вместе с тем имеет значение медиатора; наконец, синий является маргинальным цветовым атрибутом и появляется в устойчивых поэтических конструкциях текста. Информация через цвет в погребальном оплакивании призвана не только отобразить, но и усилить общую направленность обрядового текста. Эта реализация достигается путем цветового противопоставления, контраста мажорной палитры цвета, символизирующей жизнь, и цветов темного, преимущественно черного, цветового звучания как знака смерти.

Список литературы

Бахтин 1975  — Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Генчев 1972  — Генчев Ст. Оплакването в четири села от Смолянско // Изв. на Етногр. инст. и музей. София, 1972. Кн. ХIV. С. 261–278.

Етнографічний збірник 1912 — Етнографічний збірник. Львів, 1912. Т. ХХХI—XXXII.

Златановић 1982 —Златановић М. Народно песништво Јужне Србије. Врање, 1982. Књ. 7.

Ивић 1993 — Ивић М. О разликовању људи по боји // Јужнословенски филолог. Београд, 1993. XLIX. С. 1–21.

Малинка 1898  — Малинка А. Н. Малорусские обряды, поверья и  заплачки при похоронах // Этнографическое обозрение. 1898. № 3. С. 96–107.

Маринов 1892 — Маринов Д. Оплакване // Жива старина. Руссе, 1892. Кн. III. С. 233–243.

Невская 1999  — Невская Л. Г. Молчание как атрибут сферы смерти // Мир звучаний и  молчащий. Семиотика звука и  речи в  традиционной культуре славян. М., 1999. С. 123–134.

Овсійчук 1996 — Овсійчук В. А. Українське малярство X—XVIII ст. Киів, 1996.

Органџиева 1973 — Органџиева Ц. Поетика на македонските народни тажачки со обзир и  на другите јужнословенски тажачки // Народно стваралаштво. Folklor. Београд, 1973. XII. Св. 47–48. С. 69–78.

Поповић 1991 — Поповић Љ. О семантици назива за боје у руском, украјинском и српском фолклору // Зб. Матице срп. за славистику. Нови Сад, 1991. Књ. 41. С. 149–154.

Раденкович 1989 —Раденкович Л. Симво лика цвета в  славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской культуры: источники и методы. М., 1989. С. 122–148.

Тарановски 1954 — Тарановски К. [Рец. на изд.:] Roman Jakobson. Studies in Comparative Slavic Metrics (Oxford Slavonic Papers. Vol. III. 1952. S. 21–66) // Прилози за књижевност, језик, историју и  фолклор. 20/1954. 3–4. С. 350–360.

Толстой 1995  — Толстой Н. И. Культурная семантика славянского *vesel- // Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 289–316. Тэрнер 1983 — Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Цепенков 1972 —Цепенков М. К. Македонски народни умотворби: Во 10 книги. Кн. 1. Скопје, 1972. С. 203–282.

Чистов 1977 —Чистов К. В. Севернорусские причитания как источник для изучения крестьянской семьи ХІХ  в. // Фольклор и  этнография: Связи фольклора с  древними представлениями и  обрядами. Л., 1977. С. 131–143.