Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института искусствоведания, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины: 01001, Киев, ул. Грушевского, д. 4; тел.: +38 044 278 34 54; e-mail: oksana_mykytenko@hotmail.com
«Язык» цветового кода погребального оплакивания концентрируется на символически значимых колористических атрибутах, при этом черный имеет однозначно негативную семантику и характеризуется наибольшей частотностью; белый передает идею света/святости, а также указывает в балканославянской традиции на магическую природу образа; красный и пестрый реализуются как семантически амбивалентные атрибуты; золотой и серебряный выступают преимущественно как прием глорификации в обращении к умершему; зеленый описывает семантическую сферу «жизни» как в пространственном отношении, так и социально-возрастном, указывая на преждевременную смерть в молодом возрасте, в то время как серый/сизый относится к пожилому человеку, а вместе с тем имеет значение медиатора; наконец, синий является маргинальным цветовым атрибутом и появляется в устойчивых поэтических конструкциях текста. Информация через цвет в погребальном оплакивании призвана не только отобразить, но и усилить общую направленность обрядового текста. Эта реализация достигается путем цветового противопоставления, контраста мажорной палитры цвета, символизирующей жизнь, и цветов темного, преимущественно черного, цветового звучания как знака смерти.
Бахтин 1975 — Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Генчев 1972 — Генчев Ст. Оплакването в четири села от Смолянско // Изв. на Етногр. инст. и музей. София, 1972. Кн. ХIV. С. 261–278.
Етнографічний збірник 1912 — Етнографічний збірник. Львів, 1912. Т. ХХХI—XXXII.
Златановић 1982 —Златановић М. Народно песништво Јужне Србије. Врање, 1982. Књ. 7.
Ивић 1993 — Ивић М. О разликовању људи по боји // Јужнословенски филолог. Београд, 1993. XLIX. С. 1–21.
Малинка 1898 — Малинка А. Н. Малорусские обряды, поверья и заплачки при похоронах // Этнографическое обозрение. 1898. № 3. С. 96–107.
Маринов 1892 — Маринов Д. Оплакване // Жива старина. Руссе, 1892. Кн. III. С. 233–243.
Невская 1999 — Невская Л. Г. Молчание как атрибут сферы смерти // Мир звучаний и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. С. 123–134.
Овсійчук 1996 — Овсійчук В. А. Українське малярство X—XVIII ст. Киів, 1996.
Органџиева 1973 — Органџиева Ц. Поетика на македонските народни тажачки со обзир и на другите јужнословенски тажачки // Народно стваралаштво. Folklor. Београд, 1973. XII. Св. 47–48. С. 69–78.
Поповић 1991 — Поповић Љ. О семантици назива за боје у руском, украјинском и српском фолклору // Зб. Матице срп. за славистику. Нови Сад, 1991. Књ. 41. С. 149–154.
Раденкович 1989 —Раденкович Л. Симво лика цвета в славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской культуры: источники и методы. М., 1989. С. 122–148.
Тарановски 1954 — Тарановски К. [Рец. на изд.:] Roman Jakobson. Studies in Comparative Slavic Metrics (Oxford Slavonic Papers. Vol. III. 1952. S. 21–66) // Прилози за књижевност, језик, историју и фолклор. 20/1954. 3–4. С. 350–360.
Толстой 1995 — Толстой Н. И. Культурная семантика славянского *vesel- // Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 289–316. Тэрнер 1983 — Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Цепенков 1972 —Цепенков М. К. Македонски народни умотворби: Во 10 книги. Кн. 1. Скопје, 1972. С. 203–282.
Чистов 1977 —Чистов К. В. Севернорусские причитания как источник для изучения крестьянской семьи ХІХ в. // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977. С. 131–143.