Кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета: Российская Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28; тел.: +7 383 330 53 45; e-mail: 2107542 @mail.ru
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 15-04-00113-а.
Христианская книжная культура сыграла ключевую роль в формировании духовного стиха. Заимствованные из книжной традиции сюжеты облеклись в привычную фольклорную музыкально-поэтическую форму. Ритмизация текста, клишированные интонационные и поэтические обороты помогали быстрее усваивать и распространять инокультурную информацию. В качестве основополагающего первичного источника сюжетов духовных стихов, давшего им систему персонажей и связанных с ними сюжетных мотивов и ситуаций, рассматриваются библейские тексты. Они выступали в роли пратекста, на основе которого возникали тексты других христианских жанров: канонических и апокрифических, вербальных и изобразительных, оказывавших воздействие друг на друга, существующих в одном семантическом пространстве, ядром которого была христианская культура. Такие тексты-реципиенты одновременно выполняли экзегетическую функцию толкования Священного Писания. Из них и получали информацию слагатели и исполнители народных духовных стихов. Неизменная роль христианской книжности в качестве фундаментальной основы способствовала самосохранению духовного стиха как жанровой системы. Заимствования из христианской книжности носили не только формальный, но и смысловой характер. Персонажи и связанные с ними сюжетные ситуации переносились в другой, нежели в первоисточнике, жанровый контекст, благодаря чему распространение христианских идей и разъяснение их сути происходило посредством текста-интерпретатора, в роли которого выступал духовный стих. На основе анализа канонических текстов Священного Писания, молитвословий и церковных песнопений богослужебного обихода, святоотеческой, житийной литературы, апокрифов в качестве сюжетных источников доказывается ведущее значение христианской книжной культуры в формировании и развитии духовного стиха и сохранении его как жанровой системы.
Батюшков 1891 — Батюшков Ф. Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы (опыт историко-сравнительного исследования). СПб., 1891.
Безсонов 1861 — Безсонов П. А. Калики перехожие: Сб. стихов и исследование. М., 1861. Ч. І. Вып. 1–3.
Безсонов 1863–1864 — Безсонов П. А. Калики перехожие: Сб. стихов и исследование. М., 1861–1864. Ч. ІІ. Вып. 4–6.
Веселовский 1876 — Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды // Журнал Министерства народного просвещения 1876. № 6. С. 326–367.
Галахов 1894 — Галахов А. История русской словесности, древней и новой. М., 1894. Т. 1.
Еремин 1941 — Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература // История русской литературы. М.; Л., 1941. Т. I. С. 87–113.
Киреевский — Киреевский П. В. Русские на- родные песни, собранные Петром Киреевским. Ч. 1: Русские народные стихи. М., 1848.
Коробова 1997 — Коробова А. В. Богослужение как источник духовных стихов о Страшном Суде // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1. С. 18–37.
Котляревский 1889 — Котляревский А. А. Русская народная литература // Сочинения А. А. Котляревского. СПб., 1889. Т. 1. С. 439–450.
Ранняя русская лирика 1988 — Ранняя русская лирика. Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII вв. / Сост. Л. А. Петрова и Н. С. Серегина. Л., 1988.
Сахаров 1879 — Сахаров В. А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879.
Селиванов 2004 — Селиванов Ф. М. Народные духовные стихи. М., 2004.
Серман 1962 — Серман И. З. «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого и русская поэзия XVIII в. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XVIII. М.; Л., 1962. С. 214–232.
Соболев 1914 — Соболев А. Н. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Владимир, 1914.
Соколов 1930 — Соколов Б. М. Духовные стихи // Литературная энциклопедия / Отв. ред. А. В. Луначарский. Т. 3. М., 1930. С. 607–613.