Разрушение православных церквей и культовых сооружений в повествовательной традиции Архангельской области

Альманах
Ключевые слова
устный рассказ, культовые сооружения, святотатство, мотивы, культурная память, наказание
Автор
Н.В. Дранникова
Сведения об авторе
Наталья Васильевна Дранникова
https://orcid.org/0000-0003-2959-8424
Доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова:
Российская Федерация, 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
тел.: +7 (8182) 21-61-00; e-mail: n.drannikova@narfu.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.2.008
Благодарность

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 18–412–290002 «Нарративы о разрушении православных церквей и культовых сооружений в современной фольклорной традиции Архангельской области».

Аннотация

Статья посвящена анализу устных рассказов о разрушении православных культовых сооружений и уничтожению церковного имущества в повествовательной традиции Архангельской области. В исследовании используется традиционный подход —  анализ сюжета и мотивов рассказов. Источниковую базу исследования составили материалы фольклорного архива САФУ. Они относятся к различным районам Архангельской области. Цель статьи заключается в выявлении основных мотивов архангельских рассказов о поругании святынь и их региональных особенностей. Материал неоднороден в жанровом отношении: это как «краткие свидетельства», так и структурно организованные «свидетельские показания». Религиозные рассказы являются частью местной исторической памяти, знание которой свидетельствует о развитой или неразвитой локальной идентичности сообщества. В современной фольклорно-речевой практике существует различное отношение к событиям, связанным с закрытием храмов и гонением на священнослужителей. В советский период была нарушена межпоколенная культурная трансмиссия. Знания и опыт старшего поколения были обесценены, поэтому различные поколения исполнителей демонстрируют различные ценностные ориентиры. В ранний постсоветский период, когда началось церковное возрождение и появилось много неофитов, рассказы о наказании за святотатство и поругание святынь вновь актуализировались. Однако мы приходим к выводу, что в современной фольклорной традиции происходит уничтожение мотива наказания как части фабулы, хотя долгое время рассказы с мотивом Божьей кары за святотатство считались наиболее устойчивой частью этой традиции. 

Список литературы

Источники и материалы

Декрет 1942  —  Об отделении церкви от государства и школы от церкви // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 286–287.

Иванова, Калуцков, Фадеева 2009 —  Иванова А. А., Калуцков В. Н., Фадеева Л. В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья. М.: ОГИ, 2009.

Кошелев 1993  —  Кошелев Я. Р. Легенды и предания Смоленского края: предания о разбойниках // Край Смоленский. 1993. № 11–12. С. 64–93.

Нижегородские христианские легенды 1998 —  Нижегородские христианские легенды /  Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. М. Шеваренковой. Н. Новгород: КиТиздат, 1998.

Перепелицын 2010 —  Перепелицын А. И ушла под землю часовенка… // Весть. 2010. 25 фев. 
 С. 23.

Петров 2009 —  Петров Н. В. Указатель сюжетов и мотивов к разделам «Легенды и предания», «Рассказы о староверах и скрытниках», «Присловья» // Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни, присловья) / Сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; Под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. С. 495–539.

Ткачук 2015 —  Ткачук Н. Храм Вознесения Господня на острове Андрианов. Архангельск, 2015.

ФА САФУ —  Фольклорный архив Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова.

 

Исследования

Байбурин 1983 —  Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983.

Бараг 1993 —  Бараг Л. Г. Легенда // Восточнославянский фольклор: Свод научной и народной терминологии / Отв. ред. К. П. Кабашников. Минск: Наука и техника, 1993. С. 128.

Бахтин 1979 —  Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237–290.

Власова 2015  —  Власова В. В. Динамика религиозной традиции в советский и постсоветский периоды: воздвижение креста в коми селах // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. С. 100–108.

Власова 2018  —  Власова В. В. Изменение культурного ландшафта в советский и постсоветский периоды: сельские храмы и кладбища (на примере Республики Коми) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 74–85.

Добровольская 1997 —  Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 2: Сб. матер. науч.-практ. конф. / Сост. В. Е. Добровольская. М.: ГРЦРФ, 1997. С. 76–88.

Добровольская 1999 —  Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. 30 / Отв. ред. А. Н. Розов. СПб.: Наука, 1999. С. 500–512.

Дранникова 2015  —  Дранникова Н. В. Соловки в устной религиозной прозе жителей города Архангельска // Традиционная культура. 2015. № 4 (60). С. 49–57.

Дранникова 2019 —  Дранникова Н. В. Культовые объекты Архангельска в  современных городских легендах // Фольклор в культуре повседневности: Сб. науч. ст. / Науч. ред. Н. И. Жуланова, Л. В. Фадеева; Oтв. ред. Т. Н. Суханова. М.: ГИИ, 2019. С. 231–241.

Иванова 2008 —  Иванова А. А. Разрушение храмов и гонение на православие в контексте устной истории Кенозерья // Народные культуры Европейского Севера: Матер. респ. науч. конф. (г. Архангельск, 15–17 октября 2007 г.) / Отв. ред. Н. В. Дранникова. Архангельск: Издво Помор. ун-та, 2008. С. 147–155.

Липатова 2008 —  Липатова А. А. Местные легенды: механизм текстообразования: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Ульяновск, 2008.

Мороз 2000 —  Мороз А. Б. Устная история русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. 2000. Вып. 6.  С. 177–185.

Мороз 2009 —  Мороз А. Б. Народная агиография: к  постановке вопроса // Известия Российской академии наук. Сер. литературы и языка. 2009. Т. 68. № 6. С. 19–27.

Мороз 2014 —  Мороз А. Б. Разрушение церквей в советский период: два взгляда // Historia mówiona w świetle nauk humanistycznech i społecznych. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2014. С. 187–195.

Неклюдов 1995 —  Неклюдов С. Ю. Стереотипы действительности и повествовательные клише // Речевые и  ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: Тез. конф. М.: Ин-т славяноведения и  балканистики РАН, 1995. С. 77–80.

Панченко 2018  —  Панченко А. А. Почему родился черт: сюжет о коммунисте-святотатце, новорожденные монстры и границы религиозной дидактики // Studia Litterarum. 2018. Т. 3. № 2. С. 252–287.

Фадеева 2003  —  Фадеева Л. В. Рассказы о разорении святыни в современной устной традиции Пинежья: (К проблеме специфики сюжета и жанра) // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Матер. IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения-2003» / Отв. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск, 2003. С. 123–126.

Фадеева 2004  —  Фадеева Л. В. Рассказы о местночтимых святынях: к проблеме цикла // Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Вып. 2: Матер. IV Междунар. школы молодого фольклориста (г. Архангельск, 22–24 ноября 2003 г.) / Отв. ред. В. М. Гацак, Н. В. Дранникова. Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2004. С. 52–61.

Фадеева 2017  —  Фадеева Л. В. Рассказы о поругании святынь в исторической памяти севернорусской деревни (конец ХХ —  начало XXI века) // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. А. Крашенинникова. Сыктывкар: Изд-во ИЯЛИ КомиНЦ УрО РАН, 2017. С. 89–103.

Чистов 2005  —  Чистов К. В. К  вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы // Фольклор. Текст. Традиция / Сост. К. В. Чистов. М.: ОГИ, 2005. С. 46–50.

Шеваренкова 2004  —  Шеваренкова Ю. М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород: Растр-НН, 2004.

Шеваренкова 2014  —  Шеваренкова Ю. М. «Прошлое —  настоящее —  будущее» в религиозных нарративах одной локальной традиции (на  материале Дивеевского р-на Нижегородской области) // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 16: Мультифольклорное пространство Поволжья: Сб. науч. ст. / Сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова, М. В. Строганов. М.: ГРЦРФ, 2014. С. 84–115.

Шеваренкова 2018  —  Шеваренкова Ю. М. Сюжетно-тематический состав устных рассказов о монастырях (к постановке проблемы) //  Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 251–260.

Штырков 2001  —  Штырков С. А. Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схема // Труды факультета этнологии. Вып. 1 / Отв. ред. А. К. Байбурин. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2001. С. 198–210.

Штырков 2006 —  Штырков С. А. Рассказы об осквернении святынь // Традиционный фольклор Новгородской области. Вып. 3: Пословицы и поговорки. Загадки. Приметы и поверья. Детский фольклор. Эсхатология (по записям 1963–2002 гг.) / Сост. М. Н. Власова, В. И. Жекулина. СПб.: Тропа Троянова, 2006. С. 208–230.

Для цитирования

Дранникова Н. В. Разрушение православных церквей и культовых сооружений в повествовательной традиции Архангельской области // Традиционная культура. 2020. Т. 2. № 2. С. 91–102.