ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МАРГИНАЛИЗАЦИЯ МАЛЫХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ОРОЧОНОВ КИТАЯ) ​

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
орочоны, малые народы Китая, охота, традиционная культура, природоохранная деятельность
Автор
М.С. Михалев
Сведения об авторе
МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛЕВ
Кандидат юридических наук, докторант Центра азиатских и тихоокеанских исследований
Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: Российская Федерация,
119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а; тел.: +7 (495) 938-03-09;
e-mail: maxmikhalev@yahoo.com
Аннотация

Подчеркнутая «экологичность» культуры малых народов, сохранивших до настоящего времени традиционный уклад жизни и исповедующих бережное отношение к окружающей среде, отмечается многими современными исследователями. В поисках утраченной гармонии во взаимодействии природы и человека ученые всё чаще и чаще обращаются к их действительно оригинальным мировоззренческим концепциям и религиозным верованиям. Однако экологичность в контексте малых народов имеет и свою обратную сторону, о которой упоминают реже или предпочитают не упоминать вовсе. Дело в том, что на самом деле она продиктована не заботой о природе как таковой, а является, скорее, следствием потребности в наличии набора практических правил, с помощью которых человек регулирует взаимовыгодное взаимодействие со своим природным началом. Понимаемое же превратно, как запретительная деятельность, традиционное знание коренных народов оказывается в результате направленным против них самих. Последствия подобного недоразумения можно наблюдать, в частности, в Китае, где в стремлении сохранить природные ресурсы страны государство настойчиво и при этом довольно успешно запрещает, регулирует или превращает в декоративно-туристические те виды деятельности, которые для коренных народов пограничных районов страны являются важной составной частью их традиционного образа жизни и важным элементом взаимодействия с окружающим миром. Одним из примеров охранительной политики, которая в результате своего слишком «успешного» осуществления приводит к маргинализации коренных народов и исчезновению их самобытной культуры, является запрет на охоту, который в 1996 г. инициировало правительство Орочонского автономного хошуна на северо-востоке КНР. В данной статье анализируются социальные, экономические и культурные последствия, вызванные подобной необдуманной природоохранной деятельностью.

Список литературы

Михалев 2012  — Михалев М.С. Ослепительность сумрака // Восточная коллекция. 2012. №3 (50). С. 90–101.

Орочоны 2003 — 鄂伦春 Элунчунь [Орочоны] // 中国民族志 Чжунго Миньцзу Чжи [Этнография Китая]. 杨圣敏主编 [Ян Шэнминь (ред.)]. Пекин, 2003. С. 94–100.

Сталин 1946  — Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Сталин И.В. Собр. соч.: В 13 т. Т. 2. М., 1946. С. 296.

Сюй, Гуань 2001  — 徐世璇, 关红英 Сюй Шисюань, Гуань Хунин. 鄂伦春语使用现状分 Элунчунь Юй Шиюн Сяньчжуан Фэньси [Анализ ситуации с  использованием орочонского языка] // Manchu Studies. 2001. №1. С. 133–137.

Тан Гэ 2008  — 唐戈 Тан Гэ. 鄂伦春和鄂 温克: 从狩猎民到农民的困境 Элунчунь хэ Эвэнькэ: цун Шоуле Минь дао Нуньминь дэ Куньцзин [Орочоны и  эвенки: тупиковость перехода от  охоты к  земледелию] // Manchu Studies. 2008. №1 (46). С. 89–94.

Фан, Цуй 2007 — 方征, 崔兰英 Фан Чжэн, Цуй Ланьин. 生活方式的变迁对鄂伦春猎民 健康的影响 Шэнхо Фанши дэ Бяньцянь дуй Элунчунь Лемин Цзянкан дэ Инсян [Влияние изменений в  образе жизни на  состояние здоровья орочонов-охотников] // 民族体育论 集 Миньцзу Тиюй Луньцзи [Сборник статей по физической культуре малых народов]. Пекин, 2007. С. 350–360.

Цянь Лихуа 2014  — 钱丽花 Цянь Лихуа. 鄂伦春传统文化保护,有立法还要有办法 Элунчунь Чуаньтун Вэньхуа Баоху, Ю Лифа Хай Ю Баньфа [Сохранение традиционной культуры орочонов: Есть закон и есть метод] // 中国民族报 Чжунго Миньцзу Бао. 2014. 8 августа.

Чжунго 2009  — 中国唯一纯狩猎民族在 十年务农禁猎后有望重新拿起猎枪 Чжунго Вэйи Чунь Шоуле Миньцзу Цзай Шинянь Унун Цзиньле Хоу Юван Чунсинь Наци Лечан [Спустя десятилетие после введения запрета на охоту представители единственной народности охотников Китая вновь надеются взять в  руки оружие] // 新华网Агентство Синьхуа. 2009. 30 сентября.

Элунчунь 1998  — 鄂伦春自治旗做出禁猎 决定 Элунчунь Цзычжици Цзоучу Цзиньле Цзюэдин [Эвенкийский автономный хошун принимает решение запретить охоту] //中国 民族年鉴, 1997. Чжунго Миньцзу Няньцзянь, 1997 [Ежегодник национальностей Китая, 1997]. 春世增主编 [Чунь Шицэн (ред.)]. Пекин, 1998. С. 365.

Элуньчунцзу 2013  — 鄂伦春族猎民 “禁猎转产”后接续性产业的研究与探 Элунчуньцзу Лемин «Цзиньле, Чжуаньчань» хоу Цзэсюйсин Чанье дэ Яньцзю юй Таньсо [Исследования и  анализ производительных процессов у  охотников-орочонов после запуска политики «Запретить охоту, переходить к  производству»]. 07.03.2013. URL: http://www.elc.gov.cn/Item/5700.aspx (дата обращения: 16.05.2017).

Maffi 2001 — On biocultural diversity: Linking language, knowledge, and the environment / Ed. by L. Maffi. Washington; London, 2001.

Nguyen 2014  — Nguyen T. 对民族文化记忆 的诉求 Дуй Миньцзу Вэньхуа Цзии дэ Суцю [Призыв к памяти народной культуры] / PhD thesis.

Minzu University of China, 2014. Pretty 2009  — Pretty J., others. The intersections of biological diversity and cultural diversity // Conservation and Society. 2009. №7 (2). Pp. 100–112.