ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЯТНИЦЕ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
дни недели, пятница, пост, св. Параскева Пятница, запреты и предписания
Автор
С. Н. Амосова
Сведения об авторе
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА АМОСОВА
младший научный сотрудник Института славяноведения РАН: Российская Федерация, 119991,
г. Москва, Ленинский пр-т., д. 32а; тел.: +7 (916) 884-46-10; e-mail: sveta-amosova@yandex.ru
Аннотация

В статье рассматриваются представления, связанные с пятницей у восточных славян. Этот день был самым семантически нагруженным днем недели во многих европейских традициях, в том числе и у всех восточнославянских народов. Количество разнообразных текстов о нем во много раз превышает нарративы обо всех остальных днях, очень часто другие дни недели описываются в паре с пятницей или противопоставляются ей. С пятницей связано несколько разнообразных групп представлений, которые рассмотрены в статье, в частности, описываются такие ее признаки, как постного, тяжелого дня: существовал полный запрет на работы, особенно прядение, мотание льна и пр., не следовало ничего начинать делать; в то же время пятница считалась благоприятным днем для различных магических практик (заговаривания болезней, гаданий на сны и пр.). Большинство исследователей, которые описывали представления об этом дне недели, считали, что они имеют языческие дохристианские корни. Но, вероятно, именно христианская традиция стала основной представлений об «особости» пятницы, которая была связана со смертью Иисуса Христа — центральным событием христианской истории.

Список литературы

Алешина-Матюшина 2004  — Алешина-Матюшина К.Т. Воскресение: (кое-что  из  жизни Вытегорской деревни начала ХХ века). Вологда, 2004.

Амосова 2001  — Амосова С.Н. Пятницкая церковь на Вятке и праздник Свистопляски: Опыт исследования архаических черт культа св. Параскевы-Пятницы // Традиционная культура. 2001. № 2. С. 85–89. А

мосова 2011  — Амосова С.Н. Персонифицированные дни недели: история изучения // Славянская традиционная культура и  современный мир. Вып. 14: Комплексные исследования традиционной культуры в  постсоветский период. М., 2011. С. 50–66.

Балов 1895 — Балов А.В. Празднование пятницы в  Пошехонском уезде // Ярославские губернские ведомости. 1895. № 128. С. 2.

Берман 1873 — Берман И. Календарь по народным преданиям в  Воложинском приходе, Виленской губ., Ошмянского уезда // Записки Императорского Русского географического общества. СПб., 1873. С. 3–43.

Богородский 1880 – Богородский Ф. Поучение против суеверного почитания пятниц // Руководство для сельских пастырей. 1880. Т. 1. Приложение № 4. С. 44–46.

 Булгаков 1898  — Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. Харьков, 1898.

Бурцев 1902  — Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. СПб., 1902. Т. 2. В. Н. 1891  — В.Н. Еще  о  народных пятницах  // Церковный вестник. 1891. №12. С. 185– 186.

Веселовский 1876 — Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды: IV. Сказание о 12-ти пятницах // Журнал Министерства народного просвещения. 1876. № 185. Июнь. С. 326–367.

Виноградов 1915 — Виноградов Г.С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири (Материалы по народной медицине и ветеринарии) // Живая старина. 1915. Вып. 4. С. 325–432.

Владимирская 1983  — Владимирская Н.Г. Материалы к  описанию полесских народных представления, связанных с  ткачеством // Полесский этнолингвистический сборник: Материалы и исследования. М., 1983. С. 225–245

. Г. Б. 1895  — Г.Б. Из  области народных воззрений и суеверий. Народные поверья о св. великомученице Параскеве, нареченной Пятницей // Руководство для сельских пастырей. 1895. Т. 2. № 31. С. 303–316.

 Г. Н. 1891  — Г.Н. О  народных пятницах // Церковный вестник. 1891. № 11. С. 166–167.

Гальковский 1916 — Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1.

 Герасимов 1895  — Герасимов М.К. Некоторые обычаи и  верования крестьян Череповецкого уезда Новгородской губернии // Этнографическое обозрение. 1895. № 4. С. 122–125.

Глазунова 2008 — Глазунова О.Н. Цикл местночтимых пятничных праздников на  СевероВостоке Московской области // Живая старина. 2008. № 2. С. 15–19. Даль 1957 — Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957.

 Даль 1996  — Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1996.

 Драгоманов 1876 — Драгоманов М. Малорусские народные предания и рассказы. Киев, 1876. Добровольский 1905  — Добровольский В.Н. Песни Дмитровского уезда Орловской губернии // Живая старина. 1905. № 2. С. 290–414.

Дроздов 1891  — Дроздов Н. В  области церковно-приходской практики // Церковный вестник. 1891. № 3 (17 янв.). С. 42.

Дроздов 1891а — Дроздов Н. Последнее слово о  «пятницах» // Церковный вестник. 1891. № 34. С. 534.

Ермакова 2010  — Ермакова Е. Почитание Криванковского колодца в  Юргинском районе Тюменской области // Антропологический Форум. 2010. №  12. URL: http://anthropologie. kunstkamera.ru/07/12online/ermakova/ (дата обращения: 28.11.2016).

Иванов 1907 — Иванов П. Жизнь и поверия крестьян Купянского уезда Харьковской губернии. Харьков, 1907. Заговоры 2000 — Русские заговоры Карелии. Петрозаводск, 2000. Заметка 1898 — Заметка о летних народных предрассудках и поверьях: об обливании и десятой пятнице // Руководство для сельских пастырей. 1898. Т. 2. №27. С. 227–230.

Зеленин 1915  — Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Имп. Рус. геогр. об-ва. Вып. II. Пг., 1915. Золотов 2000  — Золотов Ю.М. Городские культы средневековой Руси // Живая старина. 2000. № 3. С. 42– 44.

Клюйкова 2012 — Клюйкова Е.А. Водные источники в культурном ландшафте Чердынского района Пермского края: особенности функционирования // Фольклористика и  культурная антропология сегодня: Тезисы и  материалы Международной молодежной научной школы. М., 2012. С. 237–245.

Крылов 1899  — Крылов Д. Местные суеверия: «Пятницы» // Тверские епархиальные ведомости. 1899. №10. С. 273–282; №14 С. 376–381. Левин 2004 — Левин И. Христианские источники культа св. Параскевы // Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М., 2004. С. 141–161.

Лурье, Черешня 2000  — Лурье М.Л., Черешня А.В. Крестьянские рассказы о  сбывающихся снах // Традиция в фольклоре и литературе: Статьи, публикации и  методические разработки преподавателей и  учеников Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета / Ред.-сост. М.Л. Лурье. СПб., 2000. С. 275–310.

 Неверович 1859 — Неверович В. О праздниках, поверьях и  обычаях у  крестьян, населяющих Смоленскую губернию // Памятная книжка Смоленской губернии на 1859 г. Смоленск, 1859. С. 123–232.

Никифоровский 1897  — Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Витебск, 1897. Павлова 1985 — Павлова М.Р. Среда и Пятница в связи с прядением // Этногенез, ранняя этническая история и  культура славян  / Отв. ред. Н.И. Толстой. М., 1985. С. 66–69.

Павлович 1868 – Павлович П. Против суеверного чествования пятницы // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 35. С. 598– 602.

Панченко 1998  — Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. Прислiв’я 1989 — Прислів’я та приказки: Природа. Господарська діяльність людини. Киев, 1989.

Пятница 1894  — Пятница в  народном почитании // Правительственный вестник. 1894. №191, 192, 193. Резолюция 1896 — Резолюция Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, епископа Самарского и  Ставропольского, о  борьбе пастырей с суевериями народными о чествовании пятниц // Руководство для сельских пастырей. 1896. Т. 3. № 39. С. 97–100.

Сальг 1836 — Сальг И.Б. Откуда произошли суеверные понятия о пятнице, о числе тринадцать, о  просыпанной соли и  т.  п. // Северная пчела. 1836. 18 ноября. № 265. С. 1059–1060.

Семина 2008  — Семина М. Почитание пятничных дней в Рязанской губернии // Paleoslavica. Vol. 16. № 2. С. 281–288. Сержпутоўскi 1998  — Сержпутоўскi А.К. Прымхi i забабоны беларусаў-палешукоў. Мiнск, 1998.

 Смирнов 1927 — Смирнов В. Народные гадания Костромского края. Кострома, 1927. Страхов 2010 — Страхов А. Страстная пятница и  пятница: запреты и  рекомендации народного культа // Paleoslavica. 2010. № 2. C. 76– 154.

Строев 1915  — Архив П.М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. СРНГ 1999  — Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П. Сороколетова. Вып. 33: Протока — Разлука. СПб., 1999.

Толстая 2005  — Толстая С.М. Материалы к  этнодиалектному словарю полесских хрононимов // Толстая С.М. Полесский народный календарь. М., 2005. С. 26–335.

Толстая 2009  — Толстая С.М. Пятница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В  5  т.  / Под. общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2009. Т. 4. С. 382–385. Толстой 1995 — Толстой Н.И. Глаза и зрение покойников // Толстой Н.И. Язык и  народная культура: Очерки по  славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 185–205.

Троицкий 1893 — Троицкий А. Пятница в народном почитании // Пензенские епархиальные ведомости. 1893. № 21. С. 836–853; № 22. С. 885– 896; № 23 (1 дек.). С. 903–916.

 Червинский 1900 — Червинский А. К вопросу о суеверном почитании народом пятницы // Земский сборник Черниговской губернии. 1900. № 4. С. 95–104.

Черных 2006 — Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Пермь, 2006. Яз 1835 — Яз. Бабий день (пятница) // Энциклопедический лексикон. СПб., 1835. Т. 4. С. 29.

Scheûer 1945  — Sche²er N. Days of week in Russian religious art // Gazette des beaux-art. 1945. № 28. P. 321–334. Waniakowa 1998 — Waniakowa J. Nazwy dni w językach indoeuropejskich. Kraków, 1998.