ПОТАЕННЫЕ МЕСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ БАШКИРСКИХ ДЕТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ БУРЗЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Альманах
Ключевые слова
потаенные места, детская субкультура, игровая культура, секретный мир детства, методы визуальной антропологии.
Автор
Л.И. АДАМЯН, А.С. ОБУХОВ
Сведения об авторе
ЛУИЗА ИГОРЕВНА АДАМЯН
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Малая Пироговская ул., д. 1;
тел.: +7 (495) 438-21-81; e-mail: bahia@inbox.ru

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ОБУХОВ
https://orcid.org/0000-0001-7215-3901
Кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
тел.: + 7 (495) 772-95-90; e-mail: ao@redu.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.2.004
Аннотация

С взрослением дети обретают большие возможности в самостоятельности освоения новых пространств, в изучении окружающей территории и ландшафта. Развитие самостоятельности детей, выход из-под прямой опеки взрослых, с одной стороны, позволяют детям посещать различные места вне взрослого контроля, а с другой — создает ограничения и запреты со стороны взрослых, налагаемые на посещения детьми мест, которые принято считать опасными. Эта ситуация создает появление в обособляющейся от взрослых детской субкультуре феномена потаенных мест, секретных миров детей. Запретное влечет как тем, что оно запретно, так и тем, что в нем много потенциала для развития фантазийных миров, игры, познавательной активности. Раскрывается проявление феномена на примере двух башкирских деревень. Вхождение в секретный мир детей взрослым исследователем было достигнуто с помощью камеры-посредника. Выявлено четыре типа пространства, различающихся по степени открытости и контроля взрослых за детьми: открытое, находящееся под контролем взрослого; открытое вне контроля взрослых; скрытое от взрослых (собственно потаенные места); запретное для взрослых и детей. Выявлены закономерности освоения таких пространств детьми в соотнесении с процессами их взросления и ограничениями со стороны взрослых, а также общими нормативами башкирской культуры.

Список литературы

Источники и материалы

Русский школьный фольклор 1998 — Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. М., 1998.

Исследования

Александров 2003 — Александров Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., 2003.

Арьес 1999 — Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Виноградов 1999 — Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1999.

Выготский 1996 — Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.; Воронеж, 1996.

Данилко, Абрамичева, Кузеев 2015 — Данилко Е. С., Абрамичева К. С., Кузеев Р. Г. Башкиры. М., 2015.

Кон 2003 — Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

Мид 1988 — Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Мухина 2006 — Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., стер. М., 2006.

Обухов 2008 — Обухов А. С. Фантазийные игры в страны-утопии как пространство саморазвития личности ребенка // Психология и современное российское образование (Москва, 8–12 дек. 2008 г.): Матер. IV Всерос. съезда психологов образования. Направление I, II. М., 2008. С. 136–137.

Обухов 2015 — Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.

Осорина 2016 — Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2016.

Традиционная культура и мир детства 1998 — Традиционная культура и мир детства: Матер. Междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения». Ч. I– III: Тезисы / Ред. колл.: М. П. Чередникова (гл. ред.), М. Г. Матлин, В. Ф. Шевченко (отв. ред.). Ульяновск, 1998.

Чередникова 1996 — Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии: Автореф. дис. … докт. филол. наук. СПб., 1996.

Чередникова 2002 — Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» (игра, магия, миф в детской культуре) / Сост., науч. ред., прим., библиогр. указатель В. Ф. Шевченко. М., 2002.

Benson 2009 — Benson C. L. Changing places: children’s experience of place during middle childhood. Arcata, 2009.

Cobb 1959 — Cobb E. The ecology of imagination in childhood // Daedalus. 1959 (Summer). Vol. 88. № 3: Current Work and Controversies. P. 537–548.

Green 2013 — Green C. A sense of autonomy in young children’s special places // International Journal of Early Childhood Environmental Education. 2013. № 1 (1). P. 8–33.

Hart 1979 — Hart R. Children’s experience of place. New York, 1979.

Kernan 2010 — Kernan M. Outdoor affordances in early childhood education and care settings: adult’s and children’s perspectives // Children, Youth and Environments. 2010. № 20 (1). Р. 152–177.

Moore 2014 — Moore D. “My childhood was filled with secret places”: the importance of secret places to children // International Journal of Play. 2014. № 3 (2). Р. 103–106.

Proshansky, Fabian 1987 — Proshansky H. M., Fabian A. K. The development of place identity in the child // Spaces for children: The built environment and child development / C. S. Weinstein, T. G. David (eds.). New York, 1987. Р. 21–40.

Rasmussen 2004 — Rasmussen K. Places for children-children’s places. London, 2004.

Relph 1976 — Relph E. Place and placelessness. London, 1976.

Yatiman, Said 2011 — Yatiman N. A., Said I. A review on children’s favorite place in the context of rural, suburban and urban environments // 12th International Conference on Sustainable Environmental Architecture (SENVAR12th), 2011. URL: http://senvar12.ub.ac.id/ (дата обращения: 14.09.2018).

Для цитирования

Адамян Л. И., Обухов А. С. Потаенные места в игровой культу- ре башкирских детей (на материале Бурзянского района Республики Башкортостан) // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 2. С. 50–62.