Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Малая Пироговская ул., д. 1;
тел.: +7 (495) 438-21-81; e-mail: bahia@inbox.ru
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ОБУХОВ
https://orcid.org/0000-0001-7215-3901
Кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
тел.: + 7 (495) 772-95-90; e-mail: ao@redu.ru
С взрослением дети обретают большие возможности в самостоятельности освоения новых пространств, в изучении окружающей территории и ландшафта. Развитие самостоятельности детей, выход из-под прямой опеки взрослых, с одной стороны, позволяют детям посещать различные места вне взрослого контроля, а с другой — создает ограничения и запреты со стороны взрослых, налагаемые на посещения детьми мест, которые принято считать опасными. Эта ситуация создает появление в обособляющейся от взрослых детской субкультуре феномена потаенных мест, секретных миров детей. Запретное влечет как тем, что оно запретно, так и тем, что в нем много потенциала для развития фантазийных миров, игры, познавательной активности. Раскрывается проявление феномена на примере двух башкирских деревень. Вхождение в секретный мир детей взрослым исследователем было достигнуто с помощью камеры-посредника. Выявлено четыре типа пространства, различающихся по степени открытости и контроля взрослых за детьми: открытое, находящееся под контролем взрослого; открытое вне контроля взрослых; скрытое от взрослых (собственно потаенные места); запретное для взрослых и детей. Выявлены закономерности освоения таких пространств детьми в соотнесении с процессами их взросления и ограничениями со стороны взрослых, а также общими нормативами башкирской культуры.
Источники и материалы
Русский школьный фольклор 1998 — Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. М., 1998.
Исследования
Александров 2003 — Александров Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., 2003.
Арьес 1999 — Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.
Виноградов 1999 — Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1999.
Выготский 1996 — Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.; Воронеж, 1996.
Данилко, Абрамичева, Кузеев 2015 — Данилко Е. С., Абрамичева К. С., Кузеев Р. Г. Башкиры. М., 2015.
Кон 2003 — Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.
Мид 1988 — Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Мухина 2006 — Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., стер. М., 2006.
Обухов 2008 — Обухов А. С. Фантазийные игры в страны-утопии как пространство саморазвития личности ребенка // Психология и современное российское образование (Москва, 8–12 дек. 2008 г.): Матер. IV Всерос. съезда психологов образования. Направление I, II. М., 2008. С. 136–137.
Обухов 2015 — Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
Осорина 2016 — Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2016.
Традиционная культура и мир детства 1998 — Традиционная культура и мир детства: Матер. Междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения». Ч. I– III: Тезисы / Ред. колл.: М. П. Чередникова (гл. ред.), М. Г. Матлин, В. Ф. Шевченко (отв. ред.). Ульяновск, 1998.
Чередникова 1996 — Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии: Автореф. дис. … докт. филол. наук. СПб., 1996.
Чередникова 2002 — Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» (игра, магия, миф в детской культуре) / Сост., науч. ред., прим., библиогр. указатель В. Ф. Шевченко. М., 2002.
Benson 2009 — Benson C. L. Changing places: children’s experience of place during middle childhood. Arcata, 2009.
Cobb 1959 — Cobb E. The ecology of imagination in childhood // Daedalus. 1959 (Summer). Vol. 88. № 3: Current Work and Controversies. P. 537–548.
Green 2013 — Green C. A sense of autonomy in young children’s special places // International Journal of Early Childhood Environmental Education. 2013. № 1 (1). P. 8–33.
Hart 1979 — Hart R. Children’s experience of place. New York, 1979.
Kernan 2010 — Kernan M. Outdoor affordances in early childhood education and care settings: adult’s and children’s perspectives // Children, Youth and Environments. 2010. № 20 (1). Р. 152–177.
Moore 2014 — Moore D. “My childhood was filled with secret places”: the importance of secret places to children // International Journal of Play. 2014. № 3 (2). Р. 103–106.
Proshansky, Fabian 1987 — Proshansky H. M., Fabian A. K. The development of place identity in the child // Spaces for children: The built environment and child development / C. S. Weinstein, T. G. David (eds.). New York, 1987. Р. 21–40.
Rasmussen 2004 — Rasmussen K. Places for children-children’s places. London, 2004.
Relph 1976 — Relph E. Place and placelessness. London, 1976.
Yatiman, Said 2011 — Yatiman N. A., Said I. A review on children’s favorite place in the context of rural, suburban and urban environments // 12th International Conference on Sustainable Environmental Architecture (SENVAR12th), 2011. URL: http://senvar12.ub.ac.id/ (дата обращения: 14.09.2018).
Адамян Л. И., Обухов А. С. Потаенные места в игровой культу- ре башкирских детей (на материале Бурзянского района Республики Башкортостан) // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 2. С. 50–62.