ПАЛИЯР, АВСТРАЛИЙЦЫ И ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
охотники/собиратели, австралийские аборигены, палияр, различные пути социальной эволюции
Автор
АРТЕМОВА О. Ю.
Сведения об авторе
ОЛЬГА ЮРЬЕВНА АРТЕМОВА
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, профессор и заместитель директора Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ: Росcийская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а;
тел.: +7 (495) 954-76-36; e-mail: artemova.olga@list.ru
Аннотация

В центре внимания автора находится сравнение между культурами палияр Южной Индии и некоторых обществ аборигенов Австралии. Показано, что при фундаментальном сходстве систем жизнеобеспечения названные культуры существенно отличались друг от друга стилями взаимодействия людей. В рассматриваемых различиях автор видит результат разных, альтернативных друг другу путей социальной эволюции. Палияр и австралийцы, говоря условно, представляют собой лишь два полюса протяженного охотничье-собирательского континуума. К первым примыкают некоторые другие группы эгалитарных и мирных охотников и собирателей Индии, Африки и Юго-Восточной Азии, ко вторым — неэгалитарные и немирные сообщества американских индейцев и некоторых охотников Сибири. За социальным неравенством, воинственностью, родственной сплоченностью и иными характерными особенностями австралийцев, равно как и за эгалитарностью и «мирностью» палияр стоят, по мнению автора, многие тысячелетия различных векторов социального развития. Равенство и традиции мирного сосуществования надо было столь же долго и целенаправленно развивать, сколь и оттачивать иерархические структуры и воинские традиции, не имея при этом, что особенно важно, ни имущества, которое можно было бы делить и грабить, ни стремления завладеть чужими землями.

Автору статьи импонирует сформулированная А. В. Коротаевым, Н. Н. Крадиным и В. А. Лыншей мысль, что у человечества изначально было «неограниченное число эволюционных альтернатив» и «выбор в конкретных исторических условиях» совершало «само общество». л В их формулировке можно усмотреть известную персонификацию обществ и указание на о сознательное целеполагание на дальнюю перспективу, что, разумеется, нереалистично и, очевидно, не имелось в виду. Однако исторический выбор, осуществлявшийся из поколения в поколение в расчете на ближнюю перспективу индивидами, ассоциированными в те или иные сообщества, представляется автору статьи несомненным фактом.

Список литературы

Артемова 1991 - Артемова О. Ю. Первобытные эгалитарные И неэгалитарные обще-

ства // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Ч. 1. М., 1991.С. 44-91.

 

Артемова 1993 - Артемова О. Ю. Первобытный эгалитаризм И ранние формы социальной дифференциации // Ранние формы социальной стратификации. Генезис, историческая динамика, потестарно-политические функции. Памяти Л. Е. Куббеля. М.,1993. С. 40-70.

 

Артемова 2009 - Артемова О. Ю. Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы.

Опыт изучения альтернативных социальных систем. М., 2009.

 

Коротаев 2000 - Коротаев А. В., Крадин Н. Н., Лынша В. А. Альтернативы социаль—

ной эволюции (вводные замечания) // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.

С. 198-206.

 

Куббель 1988 - Куббель Л. Е. Очерки потестарно—политической этнографии. М.,1988.

 

Локвуд 1971 - Локвуд Д. Я - абориген.М., 1971.

 

Чеслинг 1961 - Чеслинг У. Среди кочевников Северной Австралии. М., 1961.

 

Artemova 2000 — Artemova O. Yu. Monopolization of information and social inequality // Alternatives of Social Evolution / N. N. Kradin, A. V. Êorotaev and co-authors (Eds.). Vladivostok, 2000. P. 132—137.

Gardner 1966 — Gardner P. M. Symmetric respect and memorate knowledge: the structure and ecology of individualistic culture // Southwestern Journal of Anthropology. 1966. V. 22. Ð. 389—415.

Gardner 1972 — Gardner P. M. The Paliayans // Hunters and Gatherers Today. Socioeconomic Study of Eleven Such Cultures in the Twentieth Century / M. C. Bicchieri (Eds.). New York, 1972. Ð. 404—450.

Gardner 1991 — Gardner P. M. Foragers pursuit of individual autonomy // Current Anthropology. University of Chicago Press. V. 31. 1991. Ð. 543—572.

Gardner 1999 — Gardner P. M. The Paliyan // The Cambridge Encyclopedia of Hunters and Gatherers / R. B. Lee, R. Daly (Eds.). Cambridge, 1999. Ð. 261—264.

Gardner 2000 — Gardner P. M. Bicultural Versatility as a Frontier Adaptation among Paliyan Foragers of South India. Lewiston; New York, 2000.

Gardner 2002 — Gardner P. M. Rethinking foragers’handling of environmental and subsistence knowledge // Paper presented at CHAGS 9 (Ninth International Conference on Hunting and Gathering Societies, Edinburgh, 9—13 September 2002).

Gardner 2006 — Gardner P. M. Journeys to the Edge. In the Footsteps of an Anthropologist. Columbia and L., 2006.

Daimond 2005 — Daimond J. Collapse. How Societies Choose to Fall or Succeed. L., 2005.

Dahl 1926 — Dahl Ê. In Savage Australia. L., 1926. Thomson 2003 — Thomson D. Donald Thomson in Arnhem Land / ñompiled and introduced by N. Peterson. Melbourne, 2003.

Keen 2004 — Keen I. Aboriginal Economy and Society. Oxford; N. Y., 2004.

Cawte 1974 — Cawte J. E. Medicine is the Law. Studies in Psychiatric Anthropology of Australian Tribal Societies. Honolulu, 1974.

McKnight 2005 — McKnight D. Of Marriage, Violence and Sorcery. The Quest for Power in Northern Queensland. Aldershot, 2005.

Mirsa 1969 — Mirsa P. K. «The Jenu Kuruba» // Bulletin of the Anthropological Survey of India. 1969. V. XVIII (3). Ð. 183—246. Цит. по: Нортрем 2003.

Morris 1982 — Morris B. The family group structuring and trade among South Indian hunter-gatherers // Politics and History in Band Societies / E. Leacock, R. Lee (Eds.). Cambridge, 1982.

Norström 2002 — Norström Ch. Individualism, collectivism and flexibility: a Paliyan ethos for securing autonomy // Paper presented at CHAGS-9.

Norström 2003 — Norström Ch. «They Call for Us». Strategies for Securing Autonomy among the Paliyans, Hunter-Gatherers of the Palny Hills, South India // Stockholm Studies in Social Anthropology. 53. Stockholm, 2003.

Stanner 1979 — Stanner W. E. H. White Man Got no Dreaming. Essays 1938—1973. Canberra, 1979. Ð. 89—102.

Hiatt 2007 — Hiatt L. R. The moral lexicon of the Warlpiri people of Central Australia // Australian Aboriginal Studies. 2007. ¹ 1. Ð. 4—30.