Образ Тист Ивана в рассказе В.А. Савина «Луча» и вишерской фольклорной традиции коми

Альманах
Ключевые слова
фольклор коми, локальная фольклорная традиция, устный рассказ, литературный рассказ
Автор
А.Н. Рассыхаев
Сведения об авторе
Алексей Николаевич Рассыхаев
https://orcid.org/0000-0002-1927-3987
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института
языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН:
Российская Федерация, 167982, ГСП-2, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.26;
тел.: +7 (8212) 20-17-02; e-mail: rassyhaev@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.3.009
Аннотация

В статье проанализирован образ Тист Ивана в устных рассказах, записанных в начале XXI в. среди вишерских коми, и рассказе коми писателя В.А. Савина «Луча» (1926). Авторский рассказ был создан на основе слухов и сообщений о неординарном поступке Тист Ивана (Ивана Феоктистовича), который впервые в селе провел «октябрины» вместо крещения сына. Нарративы о нем локализуются преимущественно в  фольклорной традиции села Большелуг (Корткеросский район, Республика Коми). В других местах рассказы о нем тяготеют к демонологической прозе, в которой герой в образе еретника занимается ритуальным отниманием коровьего молока накануне Великого четверга.

В литературном и фольклорном дискурсе герой одинаково активен: он постоянно находится в движении, перемещается из одного населенного пункта в другой на вороном коне. Центральным моментом является имянаречение новорожденного сына героя. Если в рассказе В.А. Савина Тист Иван сначала дает сыну новое имя, а потом его жена крестит новорожденного в церкви, то в фольклорной традиции сначала жена крестит сына в церкви, где священник нарекает его Лукой, а потом Тист Иван дает сыну новое имя, связанное с Советским государством — Новолучинский. В отличие от литературного героя, фольклорный персонаж безнаказанно ворует в соседнем селе из амбаров хлеб, используя для этого напоенного вином коня.

По мере распространения книжного источника рассказ «Луча» начинает оказывать влияние на фольклорную традицию

Список литературы

Источники и материалы

Афанасьев 2008 — Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008.

Книга памяти РК 1998 — Книга памяти Республики Коми. Сыктывкар, 1998. Т. 6. КРС 2000  — Безносикова Л.М., Айбабина Е.А., Коснырева Р.И. Коми-роч кывчукӧр: Около 31  тысячи слов / Отв. ред. Л.М. Безносикова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2000. [Коми-русский словарь].

Налимов 2010  — Налимов В.П. Загробный мир по верованиям зырян // Налимов В.П. Очерки по этнографии финно-угорских народов / Сост. А.Е. Загребин, В.Э. Шарапов. Ижевск; Сыктывкар, 2010. С. 33–51.

Нёбдінса Виттор — Нёбдінса Виттор [список работ] // Коми гижӧд. Онлайн тӧданін. [Коми произведения. Онлайн-библиотека]: URL: http://wiki.komikyv.org/index.php/%D0%9D%D1%91%D0%B1%D0%B4%D1%96%D0%B D%D1%81%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D1%8 2%D1%82%D0%BE%D1%80 (дата обращения: 01.03.2018).

Панюков 2015  — Панюков А. Нёбдинский «исчезающий мужик» был еще и легендарным грабителем? // Трибуна. 2015. 25 июня.

Савин 1926 — Савин В.А. «Мусюр» сайын. Висер вожӧд коми йӧзкостса сьыланкывъяс чукӧртӧм // Коми му — Зырянский край. 1926. № 9. С. 33–41; № 10. С. 35–38; № 11. С. 35–43. [За водоразделом. Собирание коми народных песен по Вишере].

Савин 1927  — Нёбдінса Виттор. Луча: висьт-збыль. Сыктывдінкар, 1927. 22  л.б. [Луча: рассказ-быль].

Савин 1998  — Савин В.А. Гажӧдчӧй, кор томӧсь: Бӧрйӧм гижӧдъяс / Сост. Г.И. Торлопов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998. 336 л.б. [Веселитесь, когда молоды: Избранные сочинения].

ССКЗД  — Сравнительный словарь комизырянских диалектов / Сост. Т.И. Жилина, М.А. Сахарова и  др. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1961.

 

Исследования

Ванеев 1980  — Ванеев А.Е. Заключение: [Послереволюционная коми литература (1917–1929 годы)] // История коми литературы: В 3 т. Т. 2. Сыктывкар, 1980. С. 163–166.

Вежев 1980  — Вежев А.А. Проза: [Послереволюционная коми литература (1917–1929 годы)] // История коми литературы: В 3 т. Т. 2. Сыктывкар, 1980. С. 127–138.

Коровина 1999  — Коровина Н.С. Русская лубочная литература и  коми сказка // Арт. 1999. № 3. С. 84–93.

Лисовская 2005  — Лисовская Г.К. Время в рассказах В. Чисталёва «Трипан Вась» и В. Савина «Луча» // III Савинские чтения: Матер. респ. науч.-практ. конф. (Сыктывкар, 20–21 ноября 2003 г.) / Отв. ред. В.А. Лимерова. Сыктывкар, 2005. С. 43–47.

Лобанова 2014  — Лобанова Л.С. Некоторые мотивы Великого четверга в  прилузской и верхневычегодской традициях коми // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. С. 190–197.

Лобанова, Рассыхаев 2016  — Лобанова Л.С., Рассыхаев А.Н. Устные рассказы о Тювэ: классификация сюжетов по записям начала XXI века // Фольклористика Коми: исследования и матер. / Ред.-сост. Л. Лобанова, Н. Кузнецов. Тарту: Науч. изд-во ЭЛМ, 2016. С. 185–222.

Мартынов 1980  — Мартынов В.И. Виктор Алексеевич Савин // История коми литературы: В 3 т. Т. 2. Сыктывкар, 1980. С. 167–182.

Мартынов 1993 — Мартынов В.И. Коми литературоведческий словарь-справочник. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993.

Микушев 1961 — Микушев А.К. Коми литература и  народная поэзия. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1961. 128 с.

Панюков 1999 — Панюков И.М. Висер вож да сэтчӧс олысьяс йылысь пасйӧдъяс. Корт-керос, 1999. [Заметки о Вишерском крае и его жителях].

Рассыхаев 2005  — Рассыхаев А.Н. Взаимосвязи коми детской литературы с  детским фольклором коми // «Память предков: Национальный эпос и  фольклор финно-угров сквозь призму детской литературы» в рамках 170-летия карело-финского эпоса «Калевала»: Матер. науч.-практ. конф. Сыктывкар: НДБ РК им. С.Я. Маршака, 2005. С. 52–57.

Рассыхаев 2019  — Рассыхаев А.Н. Устные рассказы о гипнотизере Бисин Миш в фольклорной традиции вишерских коми // Рябининские чтения-2019: Матер. VIII конф. по изучению и  актуализации традиционной культуры Русского Севера / Отв. ред. Т.Г. Иванова. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 455–457.

Торлопов 1998  — Торлопов Г.И. Примечаниеяс // Савин В.А. Гажӧдчӧй, кор томӧсь: Бӧрйӧм гижӧдъяс / Сост. Г.И. Торлопов. Сыктывкар: Коми кн. из-во, 1998. Л. б. 315–332. [Примечания].

Для цитирования

Рассыхаев А.Н. Образ Тист Ивана в рассказе В.А. Савина «Луча» и вишерской фольклорной традиции коми // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 3. С. 108–117.