Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии им.
Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел. + 7 (495) 938-17-47; e-mail: zhongguo56@mail.ru
Статья написана при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00450.
Статья посвящена культуре социального поведения и личности в Китае. Автор на основе анализа лексико-иероглифического материала излагает свой взгляд на китайское представление о поведении как форме проявления национальной идентичности. Принимая во внимание значение концептуальности в истории развития тех или иных явлений социально-культурной жизни китайцев, он в ходе исследования приходит к характеристике социального поведения как нормативной жизнедеятельности, в которой обозначены следующие фундаментальные признаки: диалектичность, линейно-восходящая направленность, этикетность, назидательность, антропоцентричность, целенаправленность. Указанные признаки были выявлены в процессе анализа структурных единиц, составляющих слова со значением «поведение». Автор определил эти признаки как исторически сложившиеся и как следствие глубоко укорененные в сознании китайца. Ценностный смысл, заложенный в содержание рассмотренных лексических единиц, в совокупности сформировал требование к национальной и культурной идентичности, причем базовое и неизменное, соответствующее духу китайской цивилизации. Вместе с тем изучение нормативного социального поведения дает возможность увидеть личность китайца реализующей себя как социальную единицу в системе линейно-восходящих связей. Диалектическая природа, лежащая в основе данной системы, выявляет две главные категории функционирования китайца: вышестоящую и нижестоящую. В каждой из них китаец позиционируется как личность, потому что и та и другая ипостась его является частью целого и инкорпорирована в пирамидальную организацию общества. Подобная социальная модель хотя и делает ее носителя несколько замкнутым, однако ее общественная значимость в большой степени влияет на формирование его национальной идентичности.
Большой китайско-русский словарь 1998 — Большой китайско-русский словарь по русской графической системе: В 4 т. Т. 4 / Под ред. И. М. Ошанина. М., 1983–1984.
Закурдаев 2014 — Закурдаев А. А. Вэнь хуа как концепт китайской цивилизации // Этнографическое обозрение. 2014. № 6. С. 92–107.
Закурдаев 2016 — Закурдаев А. А. Китайское представление о родине и формирование его у школьников КНР // Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 годов (историко-педагогическое исследование) / Под ред. В.Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. М., 2016. С. 319–344.
Иероглифический словарь Канси 2015 — Иероглифический словарь Канси. Шанхай, 2015.
Кобзев 2006 — Кобзев А. И. Дэ // Духовная культура Китая: Энциклопедия. М., 2006. Т. 1. С. 257–258.
Кобзев 2006а — Кобзев А. И. У син // Духовная культура Китая: Энциклопедия. М., 2006. Т. 1. С. 451–452.
Конюхов 2015 — Конюхов Н. И. Дыхание истории. М., 2015.
Ли цзи 2016 — Ли цзи. Сяоцзин. Пекин, 2016.
От магической силы 1998 — От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре / Сост. Л.Н. Борох, А. И. Кобзев. М., 1998.
Спешнев 1997 — Спешнев Н. А. Китайцы. Особенности национальной психологии. СПб., 1997.
Сунь Дэцзинь 2007 — Сунь Дэцзинь. Грамматика китайского языка. Пекин, 2007.
Сюй Шэнь 2014 — Сюй Шэнь. Шо вэнь цзэ цзы. Пекин, 2014.
Чжу Цинмин 2004 — Чжу Цинмин. Современный китайский язык: практический анализ грамматики: В 2 кн. Т. 2. Пекин, 2004.
Шан шу 1958 — Шан шу. Шанхай, 1958.