О КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ В КИТАЕ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
социальное поведение, национальная идентичность, диалектическое мировоззрение, антропоцентричность, целенаправленность
Автор
А. А. Закурдаев
Сведения об авторе
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАКУРДАЕВ
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии им.
Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел. + 7 (495) 938-17-47; e-mail: zhongguo56@mail.ru
Благодарность

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00450.

Аннотация

Статья посвящена культуре социального поведения и личности в Китае. Автор на основе анализа лексико-иероглифического материала излагает свой взгляд на китайское представление о поведении как форме проявления национальной идентичности. Принимая во внимание значение концептуальности в истории развития тех или иных явлений социально-культурной жизни китайцев, он в ходе исследования приходит к характеристике социального поведения как нормативной жизнедеятельности, в которой обозначены следующие фундаментальные признаки: диалектичность, линейно-восходящая направленность, этикетность, назидательность, антропоцентричность, целенаправленность. Указанные признаки были выявлены в процессе анализа структурных единиц, составляющих слова со значением «поведение». Автор определил эти признаки как исторически сложившиеся и как следствие глубоко укорененные в сознании китайца. Ценностный смысл, заложенный в содержание рассмотренных лексических единиц, в совокупности сформировал требование к национальной и культурной идентичности, причем базовое и неизменное, соответствующее духу китайской цивилизации. Вместе с тем изучение нормативного социального поведения дает возможность увидеть личность китайца реализующей себя как социальную единицу в системе линейно-восходящих связей. Диалектическая природа, лежащая в основе данной системы, выявляет две главные категории функционирования китайца: вышестоящую и нижестоящую. В каждой из них китаец позиционируется как личность, потому что и та и другая ипостась его является частью целого и инкорпорирована в пирамидальную организацию общества. Подобная социальная модель хотя и делает ее носителя несколько замкнутым, однако ее общественная значимость в большой степени влияет на формирование его национальной идентичности.

Список литературы

Большой китайско-русский словарь 1998 — Большой китайско-русский словарь по  русской графической системе: В 4 т. Т. 4 / Под ред. И. М. Ошанина. М., 1983–1984.

Закурдаев 2014  — Закурдаев А. А. Вэнь хуа как концепт китайской цивилизации // Этнографическое обозрение. 2014. № 6. С. 92–107.

Закурдаев 2016  — Закурдаев А. А. Китайское представление о родине и формирование его у  школьников КНР // Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000  годов (историко-педагогическое исследование)  / Под  ред. В.Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. М., 2016. С. 319–344.

Иероглифический словарь Канси 2015  — Иероглифический словарь Канси. Шанхай, 2015.

Кобзев 2006 — Кобзев А. И. Дэ // Духовная культура Китая: Энциклопедия. М., 2006. Т. 1. С. 257–258.

Кобзев 2006а — Кобзев А. И. У син // Духовная культура Китая: Энциклопедия. М., 2006. Т. 1. С. 451–452.

Конюхов 2015  — Конюхов Н. И. Дыхание истории. М., 2015.

 Ли цзи 2016  — Ли цзи. Сяоцзин. Пекин, 2016.

От магической силы 1998 — От магической силы к  моральному императиву: категория дэ в  китайской культуре  / Сост. Л.Н. Борох, А. И. Кобзев. М., 1998.

Спешнев 1997  — Спешнев Н. А. Китайцы. Особенности национальной психологии. СПб., 1997.

Сунь Дэцзинь 2007 — Сунь Дэцзинь. Грамматика китайского языка. Пекин, 2007.

Сюй Шэнь 2014 — Сюй Шэнь. Шо вэнь цзэ цзы. Пекин, 2014.

Чжу Цинмин 2004 — Чжу Цинмин. Современный китайский язык: практический анализ грамматики: В 2 кн. Т. 2. Пекин, 2004.

Шан шу 1958 — Шан шу. Шанхай, 1958.