Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: Российская Федерация, 199034, г. СанктПетербург, наб. Макарова, д.4; тел.: +7 (812) 328-19-01; e-mail: reimara@mail.ru
В статье рассматриваются основные мифологемы фрагмента «Туры» в их взаимосвязи с былинным образом Василия Игнатьевича Пьяницы на примере беломорской эпической традиции. Исследуется историческое происхождение образов тура/ турицы и их существование в мифологизированном пространстве русского эпоса, соотнесенность образа туров с синим морем/океаном и образа турицы с изначальной землей, с представлениями о которой связан мифический остров Буян, этимологически отождествляемый с потусторонним миром, где живут прародители всех животных, где стоит Мировое древо = крест Леванидов = Священная гора. Там же находится «всем камням отец», «всем каменьям в мире мати» — мифический Латырь-камень — «пуп земли», где происходят главные события, определяющие судьбы мира, стоит престол Господень, пребывает сам Господь, а также помещаются «небесные силы» — персонажи народно-христианского культа. Именно на этом сакральном острове живет божество в облике златорогой Турицы. В статье рассматривается также фрагмент о девице в стене (горе) = Материстене городовой = Богородице. Образ девицы-Богородицы, спускающейся со стены-горы в реку или море, оказывается укорененным в персонаже заговоров — красной девице, сидящей на священном острове и на камне-престоле (алатырь-камне) посреди реки либо океана-моря, а также в Деве-Солнце, что соединяет ее на внутреннем плане с зооморфным воплощением Солнца — Турицей Златорогой. Анализ образа Василия Игнатьевича Пьяницы в его взаимосвязи с персонажами фрагмента «Туры» позволяет предположить, что его истоки следует искать не в исторической действительности, а в пространстве древних архетипов. В целом образный и смысловой ряд рассматриваемого сюжета сформирован древнейшими религиозными воззрениями, как древнеславянскими (языческими), так и древнерусскими, частично сохранившимися в заговорах, апокрифической литературе и духовных стихах.
Апокрифы 2008 — Апокрифы Древней Руси. СПб., 2008.
Афанасьев 1994 — Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.
Бажов 1939 — Бажов П. Малахитовая шкатулка. Сказы старого Урала. Свердловск, 1939.
Балашов 1983 — Русские народные баллады / Вступ. ст., подг. текстов и прим. Д. М. Балашова. М., 1983.
Баркова 2003 — Баркова А.Л. Функции «младших героев» в эпическом сюжете: Автореф. дис… канд. филол. наук. М., 2003. URL: http://mith.ru/alb/epic/dis74.htm.
Бернштам 2004 — Бернштам Т.А. Туры, Богородица и богатырь-пьяница (расследование одной «эпической» загадки) // Русский Север: Аспекты уникального в этнокультурной истории и народной традиции. СПб., 2004. Вып. 6. С. 133–199.
Беседа 2007 — Бабалык М.Г., Пигин А.В. Древнерусский апокриф «Беседа трех святителей» в Кижской рукописи из коллекции крестьян Корниловых // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып. 11. С. 148–165. URL: http://marina-marija.narod.ru/spisok.html (дата обращения: 02.06.2016).
Былины 1960 — Былины в записях и пересказах XVII–XVIII веков // Изд. подг. А.М. Астахова, В.В. Митрофанова, М.О. Скрипиль. М.; Л., 1960.
Былины 1969 — Былины / Сост. В.И. Чичеров; Коммент. П.Д. Ухова. М., 1969.
Былины М. Крюковой 1941 — Былины М.С. Крюковой. Т. 1, 2 / Зап. и коммент. Э. Бородина и Р. Липец. М., 1941. (Летописи; Кн. 8).
Гильфердинг 1949 — Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. 4 изд. // Подг. текстов и коммент. А.И. Никифорова и Г.С. Виноградова. М.; Л., 1949. Т. 1.
Голан 1993 — Голан А. Миф и символ. М., 1993.
Григорьев 1904 — Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899–1901 гг. Т. 1. Ч. 1: Поморские былины (старины) и исторические песни. Ч. 2: Пинега. СПб., 1904.
Долгих — Долгих И. Мнимый единорог, риму и реэм Востока, ур и тур Европы, bos primigenius палеонтологии. Рига, б.г.
Забылин 1990 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1990. (Репр.).
КД 1977 — Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Подг. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов. М., 1977.
Липец 1969 — Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.
Майков 1994 — Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб., 1994.
Марков 2002 — Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А.В. Маркова / Изд. подг. С.Н. Азбелев, Ю. И. Марченко; Отв. ред. Т.Г. Иванова. СПб., 2002.
Миллер 1897 — Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности: Былины. I—XVI. М., 1897. [Т. 1].
Оксенов 1894 — Народная поэзия. Былины. Песни. Духовные стихи. С введением и объяснительным словарем / Сост. А. Оксенов; Ред. В.И. Шемякин. М., 1894.
Онежские былины 1938 — Онежские былины / Коммент. А.И. Баландина. Архангельск, 1938.
Песни южных славян 1976 — Песни южных славян / Вступ. ст., сост. и прим. Ю. Смирнова. М., 1976.
Пропп 1955 — Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955.
Путилов 1988 — Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.
Путилов 2003 — Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб., 2003. С. 231–233. (Ethnographica Petropolitana. IX).
Рыбников 1990 — Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т. 2: Былины. Петрозаводск, 1990.
Словарь 1984 — Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 6. Т— Я и дополнения. Л., 1984.
Сперанский 1916 — Сперанский М.Н. Былины. М., 1916. Т. 1.
Сумцов 1887 — Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности // Киевская старина. 1887. Т. 17. Январь.
Фаминцын 1884 — Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884.
Фасмер — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. Т. 2 (Е — Муж). М., 1967; Т. 4 (Т — ящур). М., 1973.
Чужимов — Архив Государственного литературного музея Ф. 9. В.П. Чужимов. КП 50715/9/6. Зап. от М.С. Крюковой, с. Зимняя Золотица, Приморский р-н, Архангельская обл. Сентябрь 1934 г.
Шеппинг 2014 — Шеппинг Дм. Мифы славянского язычества. М., 2014.