Нартский эпос, карачаевцы, балкарцы, циклы песен и сказаний, чудесное рождение, Тейри, эмегены-великаны
В данной статье рассматривается нартский эпос карачаевцев и балкарцев, который является одной из основных национальных версий общекавказской Нартиады. У карачаевцев и балкарцев, как и у других носителей «Нартиады», нартские песни и сказания составляют ряд больших и малых циклов. Каждый цикл — это группа небольших по объему сказаний и песен о появлении на земле нартского племени; о различных этапах и событиях эпической жизни героев (рождение, богатырское детство, первый подвиг, женитьба, борьба с мифическими чудовищами, с кровником и т. д.). Специфика изображения нартских героев обусловлена героико-эпической эстетикой древнего эпоса. Идеализация большинства из них начинается уже с описания их рождения и детства. Мотив божественного и чудесного рождения связан с образами всех основных нартских героев. Главная эпическая тема карачаево-балкарских песен и сказаний — борьба нартов с мифологическими чудовищами-эмегенами. Эмегены — источник зла и хаоса на земле, и чтобы очистить от них землю, Бог создает нартов, которые ведут с ними непрерывную борьбу до их полного уничтожения. На большом материале показано, что карачаево-балкарская версия «Нартиады» — композиционно разработанный и завершенный эпос: в нем воссоздана жизнь не только героев, связанных с архаическим слоем эпики (Дебет, Сатанай, Ёрюзмек, Сосурук, Карашауай), но и всего нартского племени от его появления на земле до гибели или переселения его на небо и в подземный мир. При этом мотивировка переселения этих героев не только четко определена, но и взаимосвязана со всем сюжетно-тематическим комплексом эпоса: они покидают землю после выполнения своих миссий — Дебет и Сатанай, с именами которых связано время «первопредметов» и «перводействий», исполнив свои цивилизующие функции, а Ёрюзмек — уничтожив зло на земле («культурные деяния богатырского плана»).
Абаев 1990 - Абаев В. И. Осетинский нартовский эпос // Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. М., 19897 1991. Кн. 1.
Алиева 2012 - Алиеоа А. И. Издание национальных версий нартского эпоса в двуязычной академической серии «Эпос народов Европы И АЗИИ» // Нартоведение в ХХ1 веке: современные парадигмы и интерпретации. Владикавказ, 2012. С. 6-20.
Басилов 1997 - Басилоо В. Н. Смерть Салыр—Газана (среднеазиатско—кавказские параллели) // Этнографическое обозрение. 1997. № 2. С. 38-49
Батчаев 1986 - Батчаев В. М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986.
Далгат 1901 - Далгат Б. К. Страничка из Северо—Кавказского богатырскою эпоса // Этнографическое обозрение. 1901. №9 1.С. 35-85.
Далгат 1988 - Далгат У. Б. Эпический историзм в развитии // Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988. С. 72-99.
Дрягин 1930 - ‚Дрягин Н. М. Анализ нескольких карачаевских сказаний о борьбе нартов с еммечь в свете яфетической теории // Яфетический сборник. Л., 1930. Вып. 6. С. 18734.
Дьячков—Тарасов 1898 - Дьячков—Тарасов А. Н. Заметки о Карачае И карачаевцах // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1898. Вып. 106 25. Отд. 1. С. 49-90.
Дюмезиль 1976 - Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
История литературы 1984 7 История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. М., 1984.
Лавров 1939 - Лавров Л. И. Из поездки в Балкарию // Советская этнография. М.,
1939. № 2. С. 175-181.
Лавров 1969 - Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30—х годов Х1Х в. // КЭС. М., 1969. Т. 4. С. 55-120.
Лайпанов 1957 - Лайпанов Х. 0. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957.
Мелетинский 1983 - Мелетинский Е. М. Возникновение И ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. М., 1983. С. 23-52.
Нарты 1994 - Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев / сост. Р.А.—К. Ортабаева, Т. М. Хаджиева, А. З. Холаев; вступ. ст., коммент. И глоссарий Т. М. Хаджиевой.М., 1994.
Никифоров 1915 - Никифороо Н. Я. Аносский сборник. Собрание сказок алтайцев / примеч. Г. Н. Потанина // Записки Западно—Сибирского отдела императорского
Русского географического общества. Омск, 1915. Т. ХХХУП. С. 107-127.
Остряков 1879 - Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образцы //
Вестник Европы. СПб., 1879. Т. 4, кн. 879. С. 697-710.
Петросян 1982 - Петросян А. А. История народа И его эпос. М., 1982.
Потанин 1893 - Потанин Г. Н. Тангутско—Тибетская окраина Китая И Центральная Монголия. СПб., 1893. Т. 2.
Потанин 1899 - Потанин Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М., 1899.
Радлов 1866 - Радлоо В. В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири И Дзунгарской степи. СПб.,1866. Ч. 1.
Рклицкий 1927 - Рклицкий М. В. К вопросу о нартах И нартских сказаниях // Известия Осетинского научно-исследовательского института краеведения. Владикавказ, 1927. Вып. 2.
Рогаль—Левицкий 1928 - Рогаль—Левицкий Д. М. Карачаевская народная песня // Музыкальное образование. 1928. №9 2. С. 53-57.
Рогаль—Левицкий 1928 - Рогаль—Леоицкий Д. М. Песенное творчество карачаевцев // Советское искусство. М., 1928. №9 3.
Суразаков 1985 - Суразакоо С. С. Алтайский героический эпос. М., 1985.
Урусбиев 1881 - Урусбиев С.—А. Сказания о нартских богатырях у татар—горцев Пятигорского округа Т6рск0й области // СМОМПК.
Тифлис, 1881. Вып. 1. Отд. 2. С. 1742.
Урусбиевва 1979 - Урусбиева Ф. А. Карачаево—балкарский фольклор. Черкесск, 1979.
Щукин 1913 - Щукин И. МаТ6риалы для изуЧ6ния карачаевцев // Русский антропологичщжий журнал. М., 1913. №9 172. Кн.XXXIII—XXXIV. С. 29798.
Урусбиева 2003 - Урусбиева Ф. А. Метафизика КОЛ6са. Вопросы тюркского культурогенеза. М., 2003.
Шанаев 1871 - Шанаев Дж. Нартовские сказания // ССКГ. 1871. Вып. 5.
Шортанов 1969 - Шортанов А. Т. Героический эпос адыгов «Нарты» // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 188-225.
Boratav 1963 — Boratav P. N.. Ak-Köbök, Salur-Kazan et Sosurga. Un Motif de l’éðîðéå oghouz et son rayonnement en Anatolie, au Caucase et en Asie Centrale par Pertev N. Boratav. I’Homme // «Revue, française d’anthropologie». Janvier—avril, 1963, p. 86—105.
Vogt H. Dictionnaire de la Langue Oubykh. Oslo, 1963.