НАРОДНАЯ БИБЛИЯ: ЭТИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ VS ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
народная Библия, этические константы, этнические особенности, нарративы, пословицы
Автор
С.В. АЛПАТОВ
Сведения об авторе
СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ АЛПАТОВ
https://orcid.org/0000-0003-2525-0287
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1; тел.: +7 (495) 939-25-64; e-mail: alpserg@gmail.com
Аннотация

Определившие механизмы национальной самоидентификации и развитие большинства европейских культур Средних веков и Нового времени, библейские этногенетические и историософские модели вступали во взаимодействие с этноконфессиональными и локальными представлениями о соседних народах, воплощавшимися в фольклорных пословицах и этиологических легендах. Основанные на механизме ксеномотивации народные представления об этнических соседях напрямую связывают отличительные особенности чужого языка, психологии и культуры с прецедентными событиями ветхозаветной и евангельской истории. Tрадиция европейских нарративных и паремийных текстов, возводящих моральные качества современных этносов к библейским прототипам, оказывается востребованной в России XVII в., распространяется рукописным и устным способами в XVIII —  XIX вв., функционирует в качестве перцептивного фона и мотивного фонда литературных текстов. Теоретические положения настоящей статьи аргументируются анализом латинских, западно- и восточнославянских рифмованных пословичных изречений, рукописных помет на полях старопечатных книг XVII в., материалов следственного дела XVIII в. о распространении в российской столице и провинции политической сатиры типа parodia sacra, а также рассказа Н. С. Лескова «В тарантасе» (1862). 

Список литературы

Алпатов 2016 — Алпатов С. В. Европейский памфлет «Страсти, или Переговоры в Расштате» в российской столице и провинции 1798 г.: конфликты интерпретаций // Ляпсусы и казусы в европейской эпистолярной культуре. М., 2016. С. 226–237.

Белоброва 1980 — Белоброва O. A. Об источниках «Арифмологии» Николая Спафария //  Русская литература. 1980. № 2. С. 131–134.

Белова 2005 —  Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.

Белова, Виноградова 2002 — Белова О. В., Виноградова Л. Н. Фольклорные этиологические легенды о поляках и их восточнославянских соседях // Россия —  Польша. Образы и стереотипы в литературе и культуре. М., 2002. С. 310–320.

Березович 2014 — Березович Е. Л. Русская лексика на общеславянском фоне: семантикомотивационная реконструкция. М., 2014.

Дранникова 2004 — Дранникова Н. В. Локально-групповые прозвища в  традиционной культуре Русского Севера. Архангельск, 2004.

Николаев 1981 — Николаев С. И. Произведения Яна Жабчица в  русских переводах XVII века // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ. Л., 1981. Т. 36. С. 163–192.

Николаев 2004 — Николаев С. И. От Кохановского до Мицкевича: Разыскания по истории польско-русских литературных связей XVII  — первой половины XIX веков. СПб., 2004.

Толстой 1998 — Толстой Н. И. Этническое самопознание и самосознание Нестора Летописца / Толстой Н. И. Избранные труды. М., 1998. Т. 2. С. 431–439.

Топоров 1997 — Топоров В. Н. Гео-этнические панорамы в  аспекте связей истории и культуры (к происхождению и функциям) //  Культура и  история. Славянский мир. М., 1997. С. 23–61.

Kot 1987 — Kot S. Polska złotego wieku a Europa. Studia i szkice. Warszawa, 1987.

Weeda 2012 — Weeda C. V. Images of Ethni- city in later Medieval Western Europe: Ph. D diss. University of Amsterdam, 2012.