НАИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЛИЧНЫХ ПИСЬМАХ ДЕРЕВЕНСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
наивная философия, диалектная картина мира, образное представление экзистенции, времени и пространства
Автор
Е.Н. СВАЛОВА
Сведения об авторе
ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА СВАЛОВА
orcid.org/0000-0001-8181-808X
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего языкознания Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета:
Российская Федерация, 614045, г. Пермь, ул. Сибирская, 24;
Тел. +7 (342) 212-72-53; Тел. +7 904 845-13-49; e-mail: svalova87@mail.ru
Благодарность

Исследование проведено в рамках проекта РФФИ №18-412-590002 р_а «Похоронно-поминальная обрядность в русской традиции Северного и Южного Прикамья».

Аннотация

В статье на материале писем пожилых деревенских жителей исследуются наивные представления носителя традиционной культуры о судьбе, жизни, смерти и времени. По языковым данным выявляются общие закономерности наивно-философской рефлексии, чаще всего связанные с такими смысловыми блоками, как фиксация повседневного опыта (хозяйственная деятельность и быт, жизненные события); осмысление Бога, греха и праведности; описание своего душевного, физического и психического состояния. Описывается направленность эмоциональных переживаний авторов и выражающая их символика, прослеживаются индивидуальные особенности символизма и стиля разных авторов. При анализе языковых форм передачи экзистенциальных смыслов и наивно-философских суждений рассматривается образно-символическое представление ключевых смысложизненных понятий (судьба, смиренность в приятии не подконтрольной человеку жизни; дом, родина). Выдвигается предположение о том, что личные письма носителей народной традиции содержат ценный языковой материал для уточнения особенностей диалектной картины мира и особенностей мировосприятия носителя традиционной культуры, для осмысления глубинного народного экзистенциального опыта. Обращение носителей традиции к письму, письменной речи в значительной степени позволяет авторам связывать друг с другом разнородный жизненный материал и отдельные переживания, придавая им общий порядок и смысл.

Список литературы

Бердяев 1970 — Бердяев Н. А. Русская идея. Париж: YMCA Press, 1970. 258 с.

Борисов 2007 — Борисов С. В. Особенности наивного философствования как познавательной деятельности: перспективы исследования // Вестник Челябинского университета. 2007. С. 30–42.

Вавилова 2005 — Вавилова Л. В. Письменные источники реконструкции наивной языковой картины мира // Вестник РУДН, сер. Лингвистика, 2005, №7.

Вежбицкая 1996  — Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. С. 33–88.

Галимова 2010 — Галимова Д. Н. Неконтролируемость жизни как одна из ключевых характеристик диалектной картины мира  // Слово: фольклорно-диалектологический аль- манах, 2010. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nekontroliruemost-zhizni-kak-odnaiz-klyuchevyh-harakteristik-dialektnoy-kartinymira-1 (дата обращения: 30.04.18). Дневник М. П.

Сусловой 2007 — Дневник М. П. Сусловой (1981–1985 гг.): Публикация и исследование текста / отв. ред. И. И. Русинова; Перм. ун-т. Пермь, 2007. 264 с.

Качинская 2016  — Качинская И.  Б. Крестьянский дневник. Севернорусские говоры. Вып. 15. СПб., 2016. С. 315–343.

Королёва 2016 — Королёва С. Ю., Виноградова К. В.  «Просто жизнь» коми-пермячки Клавдии Беренюк // Живая старина. 2016. № 4. С. 10–13.

Панченко 2005 — Панченко А. А. Образ старости в русской крестьянской культуре. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/3/obraz-starosti-vrusskoy-krestyanskoy-kulture (дата обращения: 23.04.18).

Погребняк 2005 — Погребняк А. К. Культурно-языковое возрождение понятия Бог в  русском сознании // Успехи современного естествознания.  — 2005., № 2, С. 41–42. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=7992 (дата обращения: 20.04.18).

Поздеева 2011 — Поздеева Н. С. Место концепта «одиночество» в русской языковой картине мира. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. С. 95–98.

Разумова 2001 — Разумова И. А. Письменные традиции современной семьи: проблемы собирания и изучения. URL: http://www. ruthenia.ru/folklore/rasumova1.htm (дата обращения: 26.04.18).

Русинова 2002а — Русинова И. И. и др. Речевой статус бытовых дневников М. П. Сусловой / И. И. Русинова, А. В. Курникова //
 Изменяющийся языковой мир. Пермь, 2002. С. 252–259.

Русинова 2002b — Русинова И. И. Метеоформулы в  бытовом дневнике диалектоносителя / И. И. Русинова // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: Сб. статей Всеросс. конф. Т. 3. Соликамск, 2002. С. 130–140.

Русинова 2000  — Русинова И. И. и  др. Грамматические особенности дневниковых записей диалектоносителя / И. И. Русинова, И.  И.  Вяткина // Словесность и  современность. Пермь, 2000. С. 163–169.

Толстая 1994  — Толстая С.  М. «Глаголы судьбы» и их корреляты в языке культуры // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. — М.: Наука, 1994. 320 с.

Эпштейн 2009 — Эпштейн М. Н. Лирика сорванного сознания: народное любомудрие у Д. А. Пригова. URL: http://magazines.russ.ru/ znamia/2009/10/ep23.html (дата обращения: 09.05.18).