Наигрыш «Сормача» в инструментальной традиции Нижегородской области: типологическая характеристика

Альманах
Ключевые слова
наигрыш «Сормача», тип, вариант, припевка, частушка, Нижегородская область
Автор
О.В. Иванова
Сведения об авторе
Ольга Владимировна Иванова
https://orcid.org/0000-0002-4893-9573
Научный сотрудник Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
тел.: +7 (495)-629-67-11; e-mail: ivashina-o@rambler.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2024.25.1.002
Аннотация

Наигрыш «Сормача» занимает центральное место в инструментальной традиции Нижегородчины. Его разновидности встречаются и в других регионах России. В статье рассматриваются варианты наигрыша, зафиксированные в ходе экспедиций Московской консерватории на территории Нижегородской области начиная с 1960 г. по настоящее время. Анализируются характерные особенности «Сормача»: структура, гармоническая основа, координация текстов с инструментальным сопровождением. На примере локальных версий наигрыша затрагивается проблема типа и варианта. Впервые публикуются народные названия этого типа наигрыша, бытующего на обширной территории Поволжья и за ее пределами.

Список литературы

Источники и материалы

Аникин 1996 — Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.

Балалаечные наигрыши 1990 — Русские народные балалаечные наигрыши / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. С. Кошелев. М.: Сов. Россия, 1990.

Банин 1997 — Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.: ГРЦРФ, 1997.

Благодатов 1960 — Благодатов Г. И. Русская гармоника: Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / Под ред. Ф. А. Рубцова. Л.: Музгиз, 1960.

Вертков 1963 — Вертков К. А. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая. М.: Музгиз, 1963.

Вертков 1975 — Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975.

Гилярова 1983 — Гилярова Н. Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области // Памяти К. В. Квитки: Сб. ст. / Ред.-сост. А. Банин. М.: Сов. композитор, 1983. С. 89–102.

Гиппиус 1936 — Гиппиус Е. В. Интонационные элементы русской частушки // Советский фольклор. 1936. № 4–5. С. 97–142.

Мирек 1994 — Мирек А. М. Гармоника: Прошлое и настоящее: Научно-историческая энциклопедическая книга. М.: Интерпракс, 1994.

Михайлова 2009 — Михайлова А. А. Звучит гармонь саратовская… Традиционные на­игрыши на саратовской гармонике. М.: Композитор, 2009. (Из коллекции фольклориста).

НЦНМ МГК — Фонд Научного центра народной музыки им. К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Петрова — Петрова Е. М. Традиция игры на елецкой рояльной гармонике в традициях Липецкой и Воронежской областях. URL: https://www.culture.ru/objects/471/tradiciiigry-na-eleckoi-royalnoi-garmonike-v-lipeckoii-voronezhskoi-oblastyakh (дата обращения: 15.12.2022).

Руднева 1994 — Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Сов. композитор, 1994.

Савельева 2019 — Савельева Н. М. Народная песня: язык и структура: Учеб. пособие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2019.

Фагин 2017 — Фагин Н. По клавишам судьбы. Н. Новгород: Бикар, 2017.

Щуров 2018 — Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: Учеб. пособие для музыкальных вузов и колледжей. 2-е изд., испр. и доп.: В 2 ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. Ч. 2: Народные песни и инструментальная музыка в образцах. М.: Музыка, 2018.

 

Исследования

Богина 2004 — Богина Е. Г. О соотношении вокального и инструментального в южнорусской частушке на примере вокально-инструментальных традиций Липецкой области // Фольклор: современность и традиция: Матер. Третьей Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2004. С. 104–112. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 48).

Богина 2012 — Богина Е. Г. «Страдания на три четверти». Об одной из неплясовых частушечных форм Верхнего Подонья // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования: Матер. Четвертой Междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой / Ред.сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012. С. 84–91. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 75).

Бойко 2002 — Бойко Ю. Е. Соотношение текста и напева в русской частушке // Искусство устной традиции. Историческая морфология: к 60-летию И. И. Земцовского: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Н. Ю. Альмеева. СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2002. С. 216–226.

Бойко 2014 — Бойко Ю. Е. Спасовские частушки междуречья Волхова и Сяси // Интерпретация музыки: Заметки инструментоведа. СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2014. С. 19–62.

Иванова 2020 — Иванова О. В. Календарнообрядовый фольклор и инструментальная музыка русских сел нижнего течения реки Мокши. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2020. (Материалы НЦНМ им. К. В. Квитки в современных исследованиях).

Иванова 2022 — Иванова О. В. Музыкальный фольклор Вознесенского района Нижегородской области: Монография с прилож. на цифровом многоцелевом диске (Digital Versatile Disc). М.: БуксМАрт, 2022. + 1 DVD.

Иванова 2023 — Иванова О. В. Исполнительские особенности наигрыша «Сормача» на гармониках в фольклорной традиции Нижегородской области // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 4. С. 82–101.

Кляус, Махова, Острогская 2020 — Кляус В. Л., Махова Л. П., Острогская А. А. Частушки и припевки китайских русских Северной Маньчжурии // Сибирский филологический журнал. 2020. № 1. С. 9–35.

Мехнецов 2004 — Мехнецов А. М. Типическое в природе и формах фольклора // Звук в традиционной народной культуре: Сб. науч. ст. / Сост. Н. Н. Гилярова. М.: Научтехлитиздат, 2004. С. 22–54.

Мехнецов 2006 — Мехнецов А. М. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы / Ред.-сост. Г. В. Лобкова. СПб.: РФЭЦ, 2006. Ч. 1.

Мехнецова, Изотов 2016 — Мехне­цова К. А., Изотов Д. В. Румянцевская гармоника в традиционной культуре Кировской области. СПб.: СПбГК, 2016.

Михайлова 2014 — Михайлова А. А. Музыкальный феномен в социокультурном пространстве региона: саратовская гармоника в Поволжье: Автореф. дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2014.

Озеров 2017 — Озеров С. А. Гармоникобаянное искусство Нижегородской области: становление, развитие, современное состояние: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Н. Новгород, 2017.

Путилов 1994 — Путилов Б. Н. Вариативность: основа творческого процесса в фольклоре // Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. С. 190–204.

Для цитирования

Иванова О. В. Наигрыш «Сормача» в инструментальной традиции Нижегородской области: типологическая характеристика // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 1. С. 26–46.