https://orcid.org/0000-0002-9174-5133.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: urfin_zhur@mail.ru
Рассказ В.А. Солоухина «Двадцать пять на двадцать пять» (1974) становится эмпирическим материалом для рассмотрения ситуации, связанной со сменой социокультурных парадигм в жизни села Центральной России. Автор использует в тексте рефлексивное переплетение хронологических пластов, посредством которого показан процесс постепенной утраты живых народных традиций как в городе, так и на селе. Личностно окрашенные воспоминания об особенностях проведения народных праздников в русской деревне первой половины ХХ в. соотносятся с наблюдениями за реалиями 1960−1970-х годов. Действие рассказа происходит в селе Преображенское в его престольный праздник Преображения. Это название неоднократно повторяется в рассматриваемом тексте, помогая спроецировать модель сопоставления старого и нового общества. В рассказе В.А. Солоухина звучит мотив преображения, трансформации, изменения современной ему действительности. Герой текста горожанин в первом поколении Андрей Воронов испытывает ностальгию по народным обычаям, типичным для первой половины ХХ в. Предметным воплощением прежней деревенской народной культуры является гармонь. В довоенной традиции этот инструмент создавал и менял обстановку, задавал настроение, пользовался большим уважением на селе. Позднее на фоне урбанизации общества, распространения массовой культуры и доминирования принципов потребления, гармонь теряет свою былую привлекательность и воспринимается молодежью как предмет архаики. В.А. Солоухин совмещает в своем рассказе черты художественного текста и этнографического очерка. Писатель проводит экскурс в мир праздничных народных традиций, вспоминает о важной роли гармони и гармониста в жизни русского села. Затем на художественном материале показывает преображение известной ему с детства действительности.
Источники и материалы
Солоухин 2007 — Солоухин В. А. Камешки на ладони. М., 2007.
Исследования
Белов 2000 — Белов В. И. Повседневная жизнь Русского Севера: Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М., 2000.
Головин, Николаев 2013 — Головин В. В., Николаев О. Р. «Узелковое письмо» фольклоризма: прагматика литературно-фольклорного взаимодействия в русских литературных текстах нового времени // Навстречу Третьему Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сб. науч. статей. М., 2013. С. 16–54.
Кочеков 2013 — Кочеков В. Ф. Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области: роль баяна, гармони в контексте массовой музыкальной культуры 1920–1930-х годов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 3. С.127–131.
Русские 1992 — Русские: (Этносоциологические очерки). М., 1992.
Хайдеггер 1993 — Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Журавлев С. А. Многозначность мотива преображения народной культуры в творчестве В. А. Солоухина (на материале рассказа «Двадцать пять на двадцать пять») // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 5. С.189−195.