МНОГОЗНАЧНОСТЬ МОТИВА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. А. СОЛОУХИНА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ НА ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ»

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
гармонь, народная культура, преображение, частушка
Автор
С.А. ЖУРАВЛЕВ
Сведения об авторе
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖУРАВЛЕВ
https://orcid.org/0000-0002-9174-5133.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: urfin_zhur@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.5.016
Аннотация

Рассказ В.А. Солоухина «Двадцать пять на двадцать пять» (1974) становится эмпирическим материалом для рассмотрения ситуации, связанной со сменой социокультурных парадигм в жизни села Центральной России. Автор использует в тексте рефлексивное переплетение хронологических пластов, посредством которого показан процесс постепенной утраты живых народных традиций как в городе, так и на селе. Личностно окрашенные воспоминания об особенностях проведения народных праздников в русской деревне первой половины ХХ в. соотносятся с наблюдениями за реалиями 1960−1970-х годов. Действие рассказа происходит в селе Преображенское в его престольный праздник Преображения. Это название неоднократно повторяется в рассматриваемом тексте, помогая спроецировать модель сопоставления старого и нового общества. В рассказе В.А. Солоухина звучит мотив преображения, трансформации, изменения современной ему действительности. Герой текста горожанин в первом поколении Андрей Воронов испытывает ностальгию по народным обычаям, типичным для первой половины ХХ в. Предметным воплощением прежней деревенской народной культуры является гармонь. В довоенной традиции этот инструмент создавал и менял обстановку, задавал настроение, пользовался большим уважением на селе. Позднее на фоне урбанизации общества, распространения массовой культуры и доминирования принципов потребления, гармонь теряет свою былую привлекательность и воспринимается молодежью как предмет архаики. В.А. Солоухин совмещает в своем рассказе черты художественного текста и этнографического очерка. Писатель проводит экскурс в мир праздничных народных традиций, вспоминает о важной роли гармони и гармониста в жизни русского села. Затем на художественном материале показывает преображение известной ему с детства действительности. 

Список литературы

Источники и материалы

Солоухин 2007 — Солоухин В. А. Камешки на ладони. М., 2007. 

 

Исследования

Белов 2000 — Белов В. И. Повседневная жизнь Русского Севера: Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М., 2000.

Головин, Николаев 2013 — Головин В. В., Николаев О. Р. «Узелковое письмо» фольклоризма: прагматика литературно-фольклорного взаимодействия в русских литературных текстах нового времени // Навстречу Третьему Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сб. науч. статей. М., 2013. С. 16–54.

Кочеков 2013 — Кочеков В. Ф. Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области: роль баяна, гармони в контексте массовой музыкальной культуры 1920–1930-х годов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 3. С.127–131.

Русские 1992 — Русские: (Этносоциологические очерки). М., 1992.

Хайдеггер 1993 — Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Для цитирования

Журавлев С. А. Многозначность мотива преображения народной культуры в творчестве В. А. Солоухина (на материале рассказа «Двадцать пять на двадцать пять») // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 5. С.189−195.