МЕКСИКАНСКАЯ СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕСНЯ И МЕХАНИЗМЫ ФОЛЬКЛОРИЗАЦИИ РОМАНТИЗМА ​

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
мексиканская сентиментальная песня, романтизм, фольклоризация, поэты-дилетанты, надрыв, страдание, стереотипизация
Автор
А.Ф. Кофман
Сведения об авторе
АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ КОФМАН
Доктор филологических наук, заместитель директора Института мировой литературы
им. А.М. Горького РАН: Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а;
тел.: + 7 (495) 690‑50‑30; e-mail: info@imli.ru
Аннотация

В статье на примере одного из наиболее известных жанров мексиканского фольклора — сентиментальной песни — рассмотрены механизмы фольклоризации романтизма. По мере «снижения» романтического стиля от профессиональных поэтов к поэтам-дилетантам и в фольклорные массы происходит ряд взаимосвязанных преобразовательных процессов, таких, как изменение эмоционального настроя романтической поэзии и перевод романтической минорности в специфический сентиментальный надрыв, «экзотизация» фольклорной лирики, стереотипизация содержания и тематическое обеднение поэзии, циклизация содержания романтических песен, общее обеднение образности и стремление к декларативным формам выражения, усиление мотива посредством лексических и синонимических повторов, кристаллизация эпитетов. Как показано, суть фольклоризации состоит не в текстовых заимствованиях, а в коренной переработке литературного стиля, которая идет в двух основных направлениях: упрощение (утрирование) и стереотипизация, то есть созидание системы устойчивых художественных элементов, без чего невозможно ни коллективное усвоение, ни коллективное воспроизведение текста. Тем самым смысл фольклоризации заключается в преодолении сущностного барьера между литературой и фольклором. Некоторые результаты анализа применимы к типологически сходным явлениям латиноамериканского и европейского фольклора, таким, как перуанская мулиса, аргентинское танго, русский городской романс.

Список литературы

Кофман 1980  — Кофман  А.Ф.  Художественное своеобразие песенных лирических жанров мексиканского фольклора: Автореферат дис. … канд. филол. наук. М., МГУ, 1980.

Прокофьев 1983 — Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и  Новейшего времени (к  проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и  Новейшего времени. М., 1983. С. 6–28.

Чистяков 1980 — Городской романс: Из архива кафедры фольклора МГУ. Вып. 1 / Сост., вступ. ст. и коммент. В.А. Чистякова. М., 1980. (Машинопись).

Bernal 1978 — Bernal D.R. La muliza: folklore del Perú. Lima, 1978.

Mendoza 1939  — Mendoza  V.T.  El romance español y el corrido mexicano. México, 1939.

Mendoza 1960  — Mendoza  V.T.  La canción mexicana. México, 1960. Millán 1957  — Millán  M. del C.  Poesía romántica mexicana. México, 1957.

Vázquez 1929  — Vázquez  S.H.  Canciones, cantares y corridos mexicanos. T. 1. México, 1929. Vilariño 1975 — Vilariño I. Las letras de tango. Buenos Aires, 1975.