Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН: Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12; тел.: + 7 (495) 621-18-84;
e-mail: ipe51@yahoo.com
Автор благодарит Ж. Оюунчимэг, Н.В. Ловелиуса, Ж. Нэргуя, Б. Энхбаяра за предоставленные сведения, Г.А. Гармаша — за слайд
Образ дерева широко распространен в мифопоэтической картине мира разных народов, в том числе у монголов. В статье рассматривается культ деревьев в Монголии c древних времен по настоящее время. Особое внимание уделено культовому комплексу священных сосен в районе пос. Шамар в Селенгинском аймаке (северная Монголия), которые почитаются по меньшей мере с XIX в. В основу исследования положены наблюдения автора с 1983 по 2008 г. Со священными соснами связано несколько преданий, позволяющих составить представление о понимании их культовых особенностей местными жителями. В социалистический период, несмотря на меры властей по борьбе с этим культом, он продолжал существовать. После ликвидации социализма в 1990-х гг. и снятия антирелигиозных запретов почитаемые сосны в Шамаре стали центром масштабного культового комплекса. Сейчас это одна из достопримечательностей страны. После гибели главного объекта культа, старого «Дерева-матери», главным объектом почитания становится другая сосна из наиболее крупных и находящихся рядом, причем почитание погибшей сосны не прекращается. В Монголии в целом культ деревьев в настоящее время не ассоциируется с какой-либо определенной религией, однако в большей степени с шаманизмом. По-видимому, древнее почитание «древа мира» здесь трансформировалось в комбинацию ритуалов благодарности, прошений и умилостивления «хозяев места» с синкретической шаманистической, тэнгрианской и буддийской атрибутикой. Рассмотрены ритуалы, совершаемые при почитании священных деревьев в Монголии.
Айыжы, Базырчап 2013 — Айыжы Е.В., Базырчап А.-Х.О. Обряды и обычаи, связанные с культами природы у тувинцев республики Тыва РФ, Китая, Монголии в начале ХХI в. (сравнительный аспект) // Вестник КемГУ. 2013. Т. 3. № 55 (1). С. 18–25.
Анир — Анир Н. Очистили от хадаков деревомать. URL: http://www. emegteichuud. mn/content/49841. shtml (дата обращения: 05.08.2013)
Батмагнай 2013 — Батмагнай Н. Маркетинг буддизма в Монголии // Майдарын эрин: нийгмийн хɵгжлийн чиг хандалга. Улаанбаатар, 2013. С. 219–226.
Далай 1959 — Далай Ч. Монголын Бөө мөргөлийн товч түүх (Краткая история монгольского шаманизма). Улаанбаатар, 1959.
Дугаров 1991 — Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства. На материале обрядового фольклора бурят. М., 1991.
Рандхава — Рандхава М.С. «Сады через века». Священные рощи буддизма. URL: http:// www.landart.ru/01-motivs/c-randhawa/01c006. htm (дата обращения: 05.08.2013).
Содномпилова 2009 — Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ, 2009.
Амьд байгалиа — Амьд байгалиа хайрлая (Сохраним живую природу). URL: http://www. assa. mn/content/15740. shtml?a=yellow (датаобращения: 08.03.2016). Сто лет — Сто лет одиночества калмыцкого тополя. URL: http://asiarussia.ru/articles/507/ (дата обращения: 20.03.2015).
Топоров 1991 — Топоров В.Н. Древо мира // Мифы народов мира. М., 1991. Т. 1. С. 398–406.
Шаамар сум — Шаамар сум, Сэлэнгэ аймгийн (Сомон Шамар Селенгинского аймака). URL: http://www. shaamar. se. gov. mn/content/11118. shtml (датаобращения: 08.03.2016).
Энх-Эрдэнэ — Энх-Эрдэнэ Б. «Ээж мод»- ны эргэн тойрныг сайтар цэвэрлэжээ (Хорошо очистили окрестности «дерева-матери»). URL: http://www. medee. mn/main. php?eid=52887 (дата обращения: 20.03.2015).
«Ээж» модоо — «Ээж» модоо аварья (Спасем «дерево-мать»). URL: https://www. dorgio. mn/news/society/uil/5726; https://www. dorgio. mn/news/society/uil/5726 (дата обращения: 12.08.2013).
Ээж модтой — Ээж модтой холбоотой элдэв хачирхалтай далд хүчний баримтуудаас (Из документальных свидетельств, связанных с разными тайными силами Дерева-матери). URL: http:// www. horiotoi. org/news/ehehzh_modtoj_kholbootoj_ehldehv_khachirkhaltaj_dald_kh_chnij_ barimtuudaas/2014-09-06-4942 (дата обращения: 06.09.2014).
Drake — Drake C. Mongolia, Selenge Aimag, Shaamar Sum. URL: http://www. panos. co. uk/ preview/00165535. html?p=15 (датаобращения: 20.03.2015).
Ulaanbaatar — Ulaanbaatar, the capital city of Mongolia, is on the verge of becoming a majority of Christian faith. March 2015. URL: Úle:///C:/Users/1/Downloads/Ulaanbaatar,%20the%20capital%20city%20of%20Mongolia,%20is%20on%20 the%20verge%20of%20becoming%20a%20 majority%20of%20Christian%20faith%20_%20 InfoMongolia.com%20_%20News%20and%20 information%20about%20Mongolia,%20Mongolian%20language%20lessons. mht (датаобращения: 20.03.2015.