КЛАДБИЩЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО КАЛЕНДАРНОГО ПРАЗДНИК

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
календарные праздники, кладбище как праздничный локус, поминальные обычаи, социальные коммуникации, трансформация традиций
Автор
Е.Г. ЧЕСНОКОВА
Сведения об авторе
ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА ЧЕСНОКОВА
https://orcid.org/0000-0002-9815-3042
Аспирант Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а; тел.: +7 (905) 612-23-54;
e-mail: chesnokova.eg33@gmail.com
Благодарность

Исследования проводились в рамках проекта РГНФ/РФФИ № 15–01–00379а «Региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов (на материале полевых этнографических и этнолингвистических исследований в Костромском крае в XX–XXI вв.)».

Аннотация

В статье рассматриваются приуроченные к календарным праздникам поминальные обычаи, сопряженные с пространством кладбища. Проводится обзор их современных форм, которые включают как традиционные элементы, так и новации, обусловленные изменениями в сфере культуры, экономики и общественной жизни. Основное внимание уделено наиболее показательным периодам весенней обрядности, связанным с христианскими праздниками — П асхой и Троицей. Статья построена на материалах полевых исследований, проведенных автором в Костромской и Владимирской областях в 2016–2017 гг. Анализ материалов показывает, что приуроченность основного поминовения к пасхальному или троицкому циклу соотносится с определенными зонами. Внутри каждого периода выделяется конкретный день, в который проводятся основные поминальные ритуалы в пространстве кладбища. Поминальные дни, приуроченные к календарным церковным праздникам, имеют семейно-родственный и общественный характер, что является причиной сохранения их значимости. Коллективный характер поминовения на кладбище способствует обновлению и восстановлению социальных связей, служит актуализации утраченных коммуникаций между людьми.

Список литературы

Агапкина 2002 —  Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.

Алексеевский 2010  —  Алексеевский М. Д. «И  на погосте бывают гости»: посещение кладбища в  обрядовой практике и  поминальных причитаниях крестьян Русского Севера // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры: Матер. Междунар. науч. конф., посвященной 160-летию полного издания «Калевалы». Петрозаводск, 2010. C. 288–299.

Бредникова 2005 —  Бредникова О. Социологические прогулки по кладбищу // Беспредельная социология: Сб. эссе к 60-летию Виктора Воронкова. ЦНСИ: Unplugged / Под ред. О. Паченкова, М. Соколова, Е. Чикадзе. СПб., 2005. C. 115–130. ВЭС 1956 —  Восточнославянский этнографический сборник / Под ред. С. А. Токарев. М., 1956.

Добровольская 2013  —  Добровольская В. Е. Кладбище как место встречи живых и мертвых: правила, регулирующие взаимоотношения двух миров в традиционной культуре Центральной России // Slovĕne = Словѣне: International Journal of Slavic Studies. 2013. Т. 2. № . 1. С. 111–122.

Зеленин 1995  —  Зеленин Д. К. Избранные труды. М., 1995. Золотова 2002  —  Золотова Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX–XX вв.). Омск, 2002.

Лепёшкина 2011  —  Лепёшкина Л. Ю. Похоронно-поминальный обряд татар Среднего Поволжья в XX веке: динамика традиции // Вопросы культурологии. 2011. № 4. С. 57–61.

Листова 2015  —  Листова Т. А. Праздник встречи живых и  умерших в  пространстве кладбища. Современные календарные поминания на российско-украинско-белорусском пограничье // Memento Mori: Похоронные традиции в современной культуре / Отв. ред. Д. В. Громов. М., 2015. С. 54–77.

Люббе 2016 —  Люббе Г. В ногу со временем: Сокращенное пребывание в настоящем / Под науч. ред. В. А. Куренного. М., 2016.

Морозов 2015 —  Морозов И. А. Локальные традиции и меняющиеся идентичности // Этнографическое обозрение. 2015. № 2. С. 5–14.

Морозов, Слепцова 2004 —  Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры: Праздник и  игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX– ХХ вв.). М., 2004.

Напольских 2013  —  Напольских В. В. Бодун  — поминальный праздник на Нижней Вятке // Живая старина. 2013. № . 2. С. 3–7.

Пискунова 2012 —  Пискунова Л. П. Городские кладбища в динамике социальных репрезентаций (семиотический анализ) // Человек. Культура. Образование. (Сыктывкар). 2012. № 4. С. 95–101.

Пирогов 2010  —  Пирогов С. В. Топология городской жизни // Вестник Томского государственного ун-та. 2010. № 4 (333). С. 44–46.

Пропп 1995 —  Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М., 1995. Синелина 2013 —  Синелина Ю. И. Религиозность в современной России // Отечественные записки. 2013. № 1. С. 243–255.

Соколова 2013 —  Соколова А. Д. Трансформации похоронной обрядности у  русских в ХХ — начале XXI в. (на материалах Владимирской области): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.07, М., 2013.

Соколова 1979  —  Соколова В. К. Весеннелетние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

Соловьева 2015 —  Соловьева Я. Ю. Обряды пасхального периода в Куйбышевском районе Калужской области // Живая старина. 2015. № 2. С. 32–36

Уразманова 2009 —  Уразманова Р. К. «Мусульманские» обряды в быту татар // Этнографическое обозрение. 2009. № 1. С. 13–26.

Филиппова 2009 —  Филиппова С. В. Кладбище как символическое пространство социальной стратификации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 4. С. 80–96.

Фуко 2006  —  Фуко М. Другие пространства  // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. М., 2006. С. 191–204.

Черных 2006  —  Черных А. В. Русский народный календарь в  Прикамье. Праздники и  обряды конца ХIХ  — середины ХХ  века. Пермь, 2006.

Fischer 2013  —  Fischer N.    Neue Bestattungskultur: Tod, Trauer und Friedhof im Wandel. ePub: Kindle Direct Edition, 2013.

Francaviglia 1971  —  Francaviglia R. V. Th e cemetery as an Evolving cultural Landscape // Annals of the Association of American Geographers, Vol. 61, No. 3. 1971. Pp. 501–509.

Rugg 2000 —  Rugg J. Defi ning the place of burial: what makes a cemetery a cemetery? // Mortality. 2000. Т. 5. No. 3. Pp. 259–275.