КАМНИ-СЛЕДОВИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
культовые камни, следовики, Древняя Русь, древнерусские хожения, двоеверие, язычество, народная агиография
Автор
А. Г. Авдеев
Сведения об авторе
АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ АВДЕЕВ
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Университета Дмитрия Пожарского, доцент
исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
учитель истории школы «Интеллектуал»: Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б, тел.: +7 (495) 953-22-89; е-mail: avdey57@mail.ru
Аннотация

В статье исследуется одна из категорий культовых камней — валуныследовики и особенности их почитания в Древней Руси. Автор считает, что дохристианское почитание следовиков не подтверждается результатами археологических раскопок. Данные письменных источников показывают, что это были христианские реликвии, которые воспринимались как разновидность икон, а осуждение их почитания Русской Церковью объясняется явным нарушением второй заповеди Моисеевой. Первые сведения о следовиках принесли русские паломники, посетившие Константинополь и Иерусалим в XII и XIII вв., а первые следы их почитания в России прослеживаются с середины XVI в. Народная агиография значительное число следовиков связывает с деятельностью основателей монастырей на Русском Севере. В статье дается классификация следовиков. К первой группе относятся «агиографические» камни, которые связываются с чудодейственной силой святых, ко второй — «явленные» камни с четкой привязкой к чуду, лицу, месту и времени, к третьей — «апокрифические» следовики, не имеющие внятного объяснения причин их почитания.

Список литературы

Авдеев 2015  — Авдеев А. Г. Валунные надгробия Верхневолжья (конец XV  — вторая треть XVIII в.): Вопросы генезиса, бытования и источниковедения). М., 2015.

Александрия 1966  — Александрия: Роман об  Александре Македонском по  русской рукописи XVвека  / Изд. подг.  М. Н. Ботвинник, Я. С. Лурье, О. В. Творогов. М.; Л., 1966.

Алмазов 1894  — Алмазов А. И. Тайная исповедь в  Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории: Исследование преимущественно по  рукописям. Т. 1: Общий устав совершения исповеди. Одесса, 1894.

Барабанов 2015  — Барабанов Н. Д. Византийская народная антропология. Сила стопы и  ее отражение в  Житии св. Феодора Сикеота // Вестник ВолгГУ. 2015. № 3 (33). С. 92–99. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения.

Барабанов 2015а  — Барабанов Н. Д. След стопы на иконе. Метаморфозы народного почитания священных изображений // Мир Православия. Сборник статей / Сост. Н. Д. Барабанов, О. А. Горбань. Вып. 10. Волгоград, 2015. С. 54–60.

Барсков 2014  — Барсков Д. П. Почитаемые камни Мещёры // Мещёра-край 2014. Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С. С. Михайлов. М., 2014. С. 72–105.

Барух 2013 — Барух М. Божьи стопки: Археология и  фольклор камней со  следками  / Пер. В. Мизин. СПб., 2013. Браун 2004  — Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском королевстве: Пер. с англ. / Под ред. С. В. Месяц. М., 2004.

Великий Волжский путь 2009  — Великий Волжский путь: человек, пространство, время, документ  / Вторая межрегиональная университетская научно-методическая конференция: Материалы. Ярославль, 2009.

Виноградов, Громов 2006  — Виноградов В. В., Громов В. В. Представления о камняхвалунах в  традиционной культуре русских  // Этнографическое обозрение. 2006. №  6. С. 125–143.

Власов 2010 — Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб., 2010. Гальковский 1913  — Гальковский Н. М. Борьба христианства с  остатками язычества в  Древ ней Руси.Т. II: Древне-русские слова и  поучения, направленные против остатков язычества в  народе. М., 1913. (Репринт. М., 1997).

Гальковский 1916  — Гальковский Н. М. Борьба христианства с  остатками язычества на Руси. Т. I. Харьков, 1916. (Репринт. М., 1997).

Герасимова, Мильков 2014  — Герасимова И. А., Мильков В. В. Антониев монастырь и  древнерусские лечебно-целительные практики // Кирик Новгородец и  древнерусская культура / Отв. ред. В. В. Мильков. Ч. III. Великий Новгород, 2014. С. 111–129. Гуревич 1999 — Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М., 1999.

Демиденко 1987  — Демиденко Е. Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. Вып. XXIV. Л., 1987. С. 85–98.

Демкин  — Дёмкин А. Русский паломник. Описание святых мест Северо-Запада России. URL: http://www. town812.ru/nik. html (дата обращения: 21.10. 2016).

Доватур, Каллистов, Шишова 1982  — Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота: Тексты, перевод, комментарий. М., 1982.

Дубов 1990  — Дубов И. В. Культовый «синий камень» из Клещина // Язычество восточных славян / Отв. ред. И. В. Дубов. Л., 1990. С. 27–36.

Дубов 1990а — Дубов И. В. Новые источники по  истории Древней Руси: Учеб. пособие. Л., 1990.

Ерохин, Курдюков, Чернецова 2012 — Ерохин В. И., Курдюков Ю. В., Чернецова С. Б. Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья по материалам полевых экспедиций 2009–2011  гг. // История и  культура Ростовской земли: Материалы конференции. 2011 г. Ростов, 2012. С. 351–362.

Житие Иринарха 2006 — Житие Иринарха Ростовского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14: XVII век. СПб., 2006. С. 464– 515.

Житие Кирилла 2000  — Житие Кирилла Белозерского. Текст и  словоуказатель  / Под ред. А.С. Герда. СПб., 2000.

Жукович 1912  — Жукович П. Неизданное русское сказание о  Жировицкой иконе Божией Матери (в  связи с  историей русского дворянского рода Солтанов Жировицких) // Известия Отделения русского языка и  словесности Императорской Академии наук. 1912. Т. XVII. Вып. 2. С. 175–249.

Журавлев 2011  — Журавлев Д. В. К  вопросу о  клеймах planta pedis в  римской керамике // Херсонесский сборник. Вып. IX: ΑΝΑΧΑΡΣΙΣ. Памяти Юрия Германовича Виноградова / Отв. ред. М.И. Золотарев. Севастополь, 2001. С. 90–99.

Истрин 1893 — Истрин В. М. Александрия русских хронографов: Исследование и  текст. М., 1893.

Киселев 2012  — Киселев А. В. Культовые камни как  феномен традиционной культуры Ростовской земли: Проблемы сохранения и  социокультурной интеграции // История и  культура Ростовской земли. Материалы конференции. 2011 г. Ростов, 2012. С. 341–350.

Кочина  — Кочина В. Чудеса монашеского жития на  берегах Мологи. URL: http://www. vokrugsveta.ru/telegraph/globe/1104/ (дата обращения: 15. 10. 2016).

Курбатов 1995  — Курбатов А. В. Культовые камни и  почитаемые источники на  территории Ленинградской области // Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. СПб., 1995. С. 179–192.

Курбатов 1996  — Курбатов А. В. Историко-культурные валуны Тверской области // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Вып. 1. Тверь, 1996. С. 91–104.

Левкиевская, Толстая 1999  — Левкиевская Е.Е., Толстая С. Н. Камень // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 448–453.

Ленц 2011 — Ленц Г. Т. Сакральные камни Севера // Тверской археологический сборник. Вып. 8. Т. II: Материалы IV Тверской археологической конференции и 12-го заседания научно-методического семинара «Тверская земля и сопредельные территории в древности». Тверь, 2011. С. 175–185.

Лидов 2008  — Лидов А. М. Святой Мандилион. История реликвии // Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н. Чугреева. М., 2008. С. 12–41.

Лукиан 2001  — Лукиан. Сочинения  / Под общ. ред. А.И. Зайцева. СПб., 2001. Т. II.

Макаров, Чернецов 1988 — Макаров Н.А., Чернецов А. В. К  изучению культовых камней  // Советская Археология. 1988. №  3. С. 79–90.

Малето 2005  — Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII— XV века: исследования, тексты, комментарий. М., 2005.

Мизин 2014 — Мизин В. Г. Культовые камни и сакральные места. СПб., 2014.

Мороз 2009 — Мороз А. Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М., 2009. Новичкова 2001  — Новичкова Т. А. Эпос и миф. СПб., 2001.

Носова 1975  — Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.

Панченко 2012  — Панченко А. А. Иван и Яков — необычные святые: «Крестьянская агиология» и  религиозные практики в  России. М., 2012.

Панченко 2015  — Панченко Г. В. Фаллические культовые камни-идолы лесной зоны европейской части России: проблемы интерпретации и сохранения // Тверской археологический сборник. Вып. 10: Материалы V Тверской археологической конференции и  16-го и  17-го заседаний научно-методического семинара «Тверская земля и сопредельные территории. Т. II / Отв. ред. И.Н. Черных. Тверь, 2015. С. 232–244.

Повесть 1895 — Повесть и сказание о похождении к Иерусалиму и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы по реклому Маленького. 1649–1652 гг. / Под ред. С.О. Долгова // Православный Палестинский сборник. Т. XIV. Вып. 3. СПб., 1895.

Поселянин 1907  — Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ея земной жизни и чудотворных икон. СПб., 1907.

Послание Александра 2005  — Послание Александра Аристотелю о  чудесах Индии // Повесть о  рождении и  победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст.-фр., сост., вступ. ст. и коммент. Н. Горелова. СПб., 2005. С. 139–146.

Пряхина и др. 2010 — Пряхина И., Агафонов И., Киселева П., Красиков А., Оганезова С., Стулов И., Сынгаевская И., Алексеева К. И вышел жених из камня: Краткий путеводитель по волшебным местам России, которые дарят посетителям удачу, счастье и  здоровье // Московская неделя. 2010. 2 июля. №119 (28134). С. 4.

Пятигорский 2004  — Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор. СПб., 2004.

Рамазанова 2005  — Рамазанова Н. В. Из Рима — в Смоленск и Новгород // Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский  / Подг. текстов и  иссл. Н.В. Рамазановой. СПб., 2005. С. 3–36.

Савваитов 1872 — Савваитов П. Путешествие архиепископа Новгородского Антония в Царьград в конце 12-го столетия. СПб., 1872.

Свирин 2006  — Свирин К. М. Языческие святилища Северо-Запада Древней Руси в  VIII  — начале XI в. // Новгород и  Новгородская земля. Вып. 20: Материалы научной конференции. Великий Новгород, 2006. С. 231–251.

Сказание 1897 — Сказание о чудесех преподобного отца нашего Антония Римлянина // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. №14. Часть неофициальная. С. 792–803.

Слово 2005 — Слово похвальное Антонию Римлянину // Святые русские римляне: Антоний Римлянин и  Меркурий Смоленский  / Подг. текстов и иссл. Н.В. Рамазановой. СПб., 2005. С. 273–306.

Соколов, Ярошевич 2008  — Соколов Г., Ярошевич А.А., прот. Жировицкий (Жировичский) в  честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь  // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XIX. С. 263–271.

Степенная книга 2007 — Степенная книга царского родословия по  древнейшим спискам: Тексты и комментарий: В 3 т. Т.I. Житие св. княгини Ольги. Степени I—X. / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. М., 2007.

Хенниг 1961  — Хенниг Р. Неведомые земли / Пер. с нем. Л.Ф. Вольфсон и Р. З. Персиц; Предисл. А.Б. Дитмара и  И.П. Магидовича; Ред. А.Б. Дитмара. М., 1961. Т. I.

Хождение на  Восток 2000  — Хождение на  Восток гостя Василия Позднякова с  товарищи // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000. С. 48–93.

Хожение Варсонофия 1984  — Хожение Варсонофия в Египет, на Синай и в Палестину // Книга хожений: Записки русских путешественников XI—XV вв.  / Сост., подг. текста, пер., вступ. ст. и комм. Н.И. Прокофьева. М., 1984. С. 162–168.

Хожение гостя Василия 1984  — Хожение гостя Василия в  Малую Азию, Египет и  Палестину // Книга хожений: Записки русских путешественников XI—XV вв.  / Сост., подг. текста, пер., вступ. ст. и  комм. Н.И. Прокофьева. М., 1984. С. 169–177.

Хождение Даниила 1997  — Хожение игумена Даниила // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. СПб., 1997. С. 26–177.

Хожение купца Трифона 1988 — Хожение купца Трифона Коробейникова по  Святым Местам Востока // Записки русских путешественников XVI—XVII вв.  / Сост., подгот. текстов и комм. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной М., 1988. С. 33–67.

Цыков, Францев 2011  — Цыков В.В., Францев О. Л. К  вопросу об  изучении историко-культурных камней (на  материалах города Торжка) // Тверской археологический сборник. Вып. 8. Т. II: Материалы IV Тверской археологической конференции и  12-го заседания научно-методического семинара «Тверская земля и сопредельные территории в древности». Тверь, 2011. С. 186–197.

Чеснов 2011  — Чеснов Я. В. Человек и  камень в  традиционной культуре // Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и  народное творчество: Сб. науч. ст.  / Ред.- сост. Н.Ю. Данченкова, А.В. Часовникова. СПб., 2011. С. 122–143.

Шевелев 1992  — Шевелев В. В. Культовые камни в  Каргополье // Российская археология. 1992. № 2. С. 59–76.

Шевелев 1996  — Шевелев В. В. Культ камней на  Каргополье // Каргополь. Историческое и  культурное наследие: Материалы научно-практической конференции, посвящённой 850-летию города Каргополя. 3–5 июля 1996 г. Каргополь, 1996. С. 65–70.

Юдин 1975 — Юдин Ю. И. Героические былины (Поэтическое искусство). М., 1975.

Яковлева, Салмина, Королева 2012  — Яковлева Е.А., Салмина Е.В., Королева Э. В. Псков // Русь в IX—X веках: археологическая панорама. М.; Вологда, 2012. С. 138–161.

Bord 2004 — Bord J. Footprints in Stone: ‹e SigniÚcance of Foot- and Hand-Prints and Other Imprints Leì by Early Men, Giants, Heroes, Devils, Saints, Animals, Ghosts, Witches, Fairies and Monsters. Loughborough, 2004.

Lucian 1913  — Lucian. Vol.I  / Transl. by A.M. Harmon. Cambr., 1913. P. 247–358.

Mayor, Sarjeant 2001  — Mayor A., Sarjeant W.A. S. ‹e Folklore of Footprints in Stone: from Classical Antiquity to the Present // Ichnos. ‹e International Journal for Plant and Animal Traces. 2001. Vol. 8. Pt. 2. P. 143–163.

Maunder 2013  — Maunder Chr. Great Memorials and Faint Vestiges of Belgium’s Marian Apparition Mania of the 1930s // Journal of Religion & Society. 2013. Vol. 15. P. 1–15. URL: https://dspace. creighton. edu/xmlui/bitstream/ handle/10504/64330/2013-20. pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.10. 2016).

Seruwilla to Sri Pada — Seruwilla to Sri Pada (Sacred Foot Print Shrine), Ancient pilgrim route along the Mahaweli river in Sri Lanka. URL: http://whc. unesco. org/en/tentativelists/5531/ (дата обращения: 14.10. 2016).

Νεον Μαρτυρολογον 1856  — Νεον Μαρτυρολογον, ητοι Μαρτυρια των νεφανων μαρτυρων. Τῶν μετὰ τὴν ἅλουσιν τῆς Κωνσταντινοπόλεως κατὰ διαφόρους καιρούς, καὶ τόπους μαρτυρησάντων. Δαπανῃ Στεφανου Κωνσταντινου Σκαφαρου. Αθηναις, 1856.