Кандидат исторических наук, научный сотрудник Университета Дмитрия Пожарского, доцент
исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
учитель истории школы «Интеллектуал»: Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б, тел.: +7 (495) 953-22-89; е-mail: avdey57@mail.ru
В статье исследуется одна из категорий культовых камней — валуныследовики и особенности их почитания в Древней Руси. Автор считает, что дохристианское почитание следовиков не подтверждается результатами археологических раскопок. Данные письменных источников показывают, что это были христианские реликвии, которые воспринимались как разновидность икон, а осуждение их почитания Русской Церковью объясняется явным нарушением второй заповеди Моисеевой. Первые сведения о следовиках принесли русские паломники, посетившие Константинополь и Иерусалим в XII и XIII вв., а первые следы их почитания в России прослеживаются с середины XVI в. Народная агиография значительное число следовиков связывает с деятельностью основателей монастырей на Русском Севере. В статье дается классификация следовиков. К первой группе относятся «агиографические» камни, которые связываются с чудодейственной силой святых, ко второй — «явленные» камни с четкой привязкой к чуду, лицу, месту и времени, к третьей — «апокрифические» следовики, не имеющие внятного объяснения причин их почитания.
Авдеев 2015 — Авдеев А. Г. Валунные надгробия Верхневолжья (конец XV — вторая треть XVIII в.): Вопросы генезиса, бытования и источниковедения). М., 2015.
Александрия 1966 — Александрия: Роман об Александре Македонском по русской рукописи XVвека / Изд. подг. М. Н. Ботвинник, Я. С. Лурье, О. В. Творогов. М.; Л., 1966.
Алмазов 1894 — Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории: Исследование преимущественно по рукописям. Т. 1: Общий устав совершения исповеди. Одесса, 1894.
Барабанов 2015 — Барабанов Н. Д. Византийская народная антропология. Сила стопы и ее отражение в Житии св. Феодора Сикеота // Вестник ВолгГУ. 2015. № 3 (33). С. 92–99. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения.
Барабанов 2015а — Барабанов Н. Д. След стопы на иконе. Метаморфозы народного почитания священных изображений // Мир Православия. Сборник статей / Сост. Н. Д. Барабанов, О. А. Горбань. Вып. 10. Волгоград, 2015. С. 54–60.
Барсков 2014 — Барсков Д. П. Почитаемые камни Мещёры // Мещёра-край 2014. Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С. С. Михайлов. М., 2014. С. 72–105.
Барух 2013 — Барух М. Божьи стопки: Археология и фольклор камней со следками / Пер. В. Мизин. СПб., 2013. Браун 2004 — Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском королевстве: Пер. с англ. / Под ред. С. В. Месяц. М., 2004.
Великий Волжский путь 2009 — Великий Волжский путь: человек, пространство, время, документ / Вторая межрегиональная университетская научно-методическая конференция: Материалы. Ярославль, 2009.
Виноградов, Громов 2006 — Виноградов В. В., Громов В. В. Представления о камняхвалунах в традиционной культуре русских // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 125–143.
Власов 2010 — Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб., 2010. Гальковский 1913 — Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древ ней Руси.Т. II: Древне-русские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. М., 1913. (Репринт. М., 1997).
Гальковский 1916 — Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества на Руси. Т. I. Харьков, 1916. (Репринт. М., 1997).
Герасимова, Мильков 2014 — Герасимова И. А., Мильков В. В. Антониев монастырь и древнерусские лечебно-целительные практики // Кирик Новгородец и древнерусская культура / Отв. ред. В. В. Мильков. Ч. III. Великий Новгород, 2014. С. 111–129. Гуревич 1999 — Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М., 1999.
Демиденко 1987 — Демиденко Е. Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. Вып. XXIV. Л., 1987. С. 85–98.
Демкин — Дёмкин А. Русский паломник. Описание святых мест Северо-Запада России. URL: http://www. town812.ru/nik. html (дата обращения: 21.10. 2016).
Доватур, Каллистов, Шишова 1982 — Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота: Тексты, перевод, комментарий. М., 1982.
Дубов 1990 — Дубов И. В. Культовый «синий камень» из Клещина // Язычество восточных славян / Отв. ред. И. В. Дубов. Л., 1990. С. 27–36.
Дубов 1990а — Дубов И. В. Новые источники по истории Древней Руси: Учеб. пособие. Л., 1990.
Ерохин, Курдюков, Чернецова 2012 — Ерохин В. И., Курдюков Ю. В., Чернецова С. Б. Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья по материалам полевых экспедиций 2009–2011 гг. // История и культура Ростовской земли: Материалы конференции. 2011 г. Ростов, 2012. С. 351–362.
Житие Иринарха 2006 — Житие Иринарха Ростовского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14: XVII век. СПб., 2006. С. 464– 515.
Житие Кирилла 2000 — Житие Кирилла Белозерского. Текст и словоуказатель / Под ред. А.С. Герда. СПб., 2000.
Жукович 1912 — Жукович П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери (в связи с историей русского дворянского рода Солтанов Жировицких) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1912. Т. XVII. Вып. 2. С. 175–249.
Журавлев 2011 — Журавлев Д. В. К вопросу о клеймах planta pedis в римской керамике // Херсонесский сборник. Вып. IX: ΑΝΑΧΑΡΣΙΣ. Памяти Юрия Германовича Виноградова / Отв. ред. М.И. Золотарев. Севастополь, 2001. С. 90–99.
Истрин 1893 — Истрин В. М. Александрия русских хронографов: Исследование и текст. М., 1893.
Киселев 2012 — Киселев А. В. Культовые камни как феномен традиционной культуры Ростовской земли: Проблемы сохранения и социокультурной интеграции // История и культура Ростовской земли. Материалы конференции. 2011 г. Ростов, 2012. С. 341–350.
Кочина — Кочина В. Чудеса монашеского жития на берегах Мологи. URL: http://www. vokrugsveta.ru/telegraph/globe/1104/ (дата обращения: 15. 10. 2016).
Курбатов 1995 — Курбатов А. В. Культовые камни и почитаемые источники на территории Ленинградской области // Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. СПб., 1995. С. 179–192.
Курбатов 1996 — Курбатов А. В. Историко-культурные валуны Тверской области // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Вып. 1. Тверь, 1996. С. 91–104.
Левкиевская, Толстая 1999 — Левкиевская Е.Е., Толстая С. Н. Камень // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 448–453.
Ленц 2011 — Ленц Г. Т. Сакральные камни Севера // Тверской археологический сборник. Вып. 8. Т. II: Материалы IV Тверской археологической конференции и 12-го заседания научно-методического семинара «Тверская земля и сопредельные территории в древности». Тверь, 2011. С. 175–185.
Лидов 2008 — Лидов А. М. Святой Мандилион. История реликвии // Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н. Чугреева. М., 2008. С. 12–41.
Лукиан 2001 — Лукиан. Сочинения / Под общ. ред. А.И. Зайцева. СПб., 2001. Т. II.
Макаров, Чернецов 1988 — Макаров Н.А., Чернецов А. В. К изучению культовых камней // Советская Археология. 1988. № 3. С. 79–90.
Малето 2005 — Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII— XV века: исследования, тексты, комментарий. М., 2005.
Мизин 2014 — Мизин В. Г. Культовые камни и сакральные места. СПб., 2014.
Мороз 2009 — Мороз А. Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М., 2009. Новичкова 2001 — Новичкова Т. А. Эпос и миф. СПб., 2001.
Носова 1975 — Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
Панченко 2012 — Панченко А. А. Иван и Яков — необычные святые: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России. М., 2012.
Панченко 2015 — Панченко Г. В. Фаллические культовые камни-идолы лесной зоны европейской части России: проблемы интерпретации и сохранения // Тверской археологический сборник. Вып. 10: Материалы V Тверской археологической конференции и 16-го и 17-го заседаний научно-методического семинара «Тверская земля и сопредельные территории. Т. II / Отв. ред. И.Н. Черных. Тверь, 2015. С. 232–244.
Повесть 1895 — Повесть и сказание о похождении к Иерусалиму и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы по реклому Маленького. 1649–1652 гг. / Под ред. С.О. Долгова // Православный Палестинский сборник. Т. XIV. Вып. 3. СПб., 1895.
Поселянин 1907 — Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ея земной жизни и чудотворных икон. СПб., 1907.
Послание Александра 2005 — Послание Александра Аристотелю о чудесах Индии // Повесть о рождении и победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст.-фр., сост., вступ. ст. и коммент. Н. Горелова. СПб., 2005. С. 139–146.
Пряхина и др. 2010 — Пряхина И., Агафонов И., Киселева П., Красиков А., Оганезова С., Стулов И., Сынгаевская И., Алексеева К. И вышел жених из камня: Краткий путеводитель по волшебным местам России, которые дарят посетителям удачу, счастье и здоровье // Московская неделя. 2010. 2 июля. №119 (28134). С. 4.
Пятигорский 2004 — Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор. СПб., 2004.
Рамазанова 2005 — Рамазанова Н. В. Из Рима — в Смоленск и Новгород // Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / Подг. текстов и иссл. Н.В. Рамазановой. СПб., 2005. С. 3–36.
Савваитов 1872 — Савваитов П. Путешествие архиепископа Новгородского Антония в Царьград в конце 12-го столетия. СПб., 1872.
Свирин 2006 — Свирин К. М. Языческие святилища Северо-Запада Древней Руси в VIII — начале XI в. // Новгород и Новгородская земля. Вып. 20: Материалы научной конференции. Великий Новгород, 2006. С. 231–251.
Сказание 1897 — Сказание о чудесех преподобного отца нашего Антония Римлянина // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. №14. Часть неофициальная. С. 792–803.
Слово 2005 — Слово похвальное Антонию Римлянину // Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / Подг. текстов и иссл. Н.В. Рамазановой. СПб., 2005. С. 273–306.
Соколов, Ярошевич 2008 — Соколов Г., Ярошевич А.А., прот. Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XIX. С. 263–271.
Степенная книга 2007 — Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарий: В 3 т. Т.I. Житие св. княгини Ольги. Степени I—X. / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. М., 2007.
Хенниг 1961 — Хенниг Р. Неведомые земли / Пер. с нем. Л.Ф. Вольфсон и Р. З. Персиц; Предисл. А.Б. Дитмара и И.П. Магидовича; Ред. А.Б. Дитмара. М., 1961. Т. I.
Хождение на Восток 2000 — Хождение на Восток гостя Василия Позднякова с товарищи // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000. С. 48–93.
Хожение Варсонофия 1984 — Хожение Варсонофия в Египет, на Синай и в Палестину // Книга хожений: Записки русских путешественников XI—XV вв. / Сост., подг. текста, пер., вступ. ст. и комм. Н.И. Прокофьева. М., 1984. С. 162–168.
Хожение гостя Василия 1984 — Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину // Книга хожений: Записки русских путешественников XI—XV вв. / Сост., подг. текста, пер., вступ. ст. и комм. Н.И. Прокофьева. М., 1984. С. 169–177.
Хождение Даниила 1997 — Хожение игумена Даниила // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. СПб., 1997. С. 26–177.
Хожение купца Трифона 1988 — Хожение купца Трифона Коробейникова по Святым Местам Востока // Записки русских путешественников XVI—XVII вв. / Сост., подгот. текстов и комм. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной М., 1988. С. 33–67.
Цыков, Францев 2011 — Цыков В.В., Францев О. Л. К вопросу об изучении историко-культурных камней (на материалах города Торжка) // Тверской археологический сборник. Вып. 8. Т. II: Материалы IV Тверской археологической конференции и 12-го заседания научно-методического семинара «Тверская земля и сопредельные территории в древности». Тверь, 2011. С. 186–197.
Чеснов 2011 — Чеснов Я. В. Человек и камень в традиционной культуре // Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество: Сб. науч. ст. / Ред.- сост. Н.Ю. Данченкова, А.В. Часовникова. СПб., 2011. С. 122–143.
Шевелев 1992 — Шевелев В. В. Культовые камни в Каргополье // Российская археология. 1992. № 2. С. 59–76.
Шевелев 1996 — Шевелев В. В. Культ камней на Каргополье // Каргополь. Историческое и культурное наследие: Материалы научно-практической конференции, посвящённой 850-летию города Каргополя. 3–5 июля 1996 г. Каргополь, 1996. С. 65–70.
Юдин 1975 — Юдин Ю. И. Героические былины (Поэтическое искусство). М., 1975.
Яковлева, Салмина, Королева 2012 — Яковлева Е.А., Салмина Е.В., Королева Э. В. Псков // Русь в IX—X веках: археологическая панорама. М.; Вологда, 2012. С. 138–161.
Bord 2004 — Bord J. Footprints in Stone: e SigniÚcance of Foot- and Hand-Prints and Other Imprints Leì by Early Men, Giants, Heroes, Devils, Saints, Animals, Ghosts, Witches, Fairies and Monsters. Loughborough, 2004.
Lucian 1913 — Lucian. Vol.I / Transl. by A.M. Harmon. Cambr., 1913. P. 247–358.
Mayor, Sarjeant 2001 — Mayor A., Sarjeant W.A. S. e Folklore of Footprints in Stone: from Classical Antiquity to the Present // Ichnos. e International Journal for Plant and Animal Traces. 2001. Vol. 8. Pt. 2. P. 143–163.
Maunder 2013 — Maunder Chr. Great Memorials and Faint Vestiges of Belgium’s Marian Apparition Mania of the 1930s // Journal of Religion & Society. 2013. Vol. 15. P. 1–15. URL: https://dspace. creighton. edu/xmlui/bitstream/ handle/10504/64330/2013-20. pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.10. 2016).
Seruwilla to Sri Pada — Seruwilla to Sri Pada (Sacred Foot Print Shrine), Ancient pilgrim route along the Mahaweli river in Sri Lanka. URL: http://whc. unesco. org/en/tentativelists/5531/ (дата обращения: 14.10. 2016).
Νεον Μαρτυρολογον 1856 — Νεον Μαρτυρολογον, ητοι Μαρτυρια των νεφανων μαρτυρων. Τῶν μετὰ τὴν ἅλουσιν τῆς Κωνσταντινοπόλεως κατὰ διαφόρους καιρούς, καὶ τόπους μαρτυρησάντων. Δαπανῃ Στεφανου Κωνσταντινου Σκαφαρου. Αθηναις, 1856.