https://orcid.org/0000-0002-8379-3776
Заведующая производственной практикой, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского:
Российская Федерация, 121069, г. Москва, Мерзляковский переулок, д. 11;
тел.: + 7 (495) 691-05-54; e-mail: a.okhlobystina@yandex.ru
ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА СТАРОСТИНА
https://orcid.org/0000-0002-5357-8696
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
тел.: + 7 (495) 629-67-11; e-mail: i.starostin@gmail.com
Статья посвящена музыкально-теоретическим аспектам изучения русской народной песни. Авторы прослеживают историю теоретических воззрений на ладовое строение народной песни и заостряют внимание на современных методах анализа, выработанных в сфере фундаментальной музыкально-теоретической науки и применимых к изучению народно-песенного наследия. В статье рассматриваются два аспекта звуковысотной организации русской народной песни: ладовый и интонационный. Для изучения интонационного компонента привлекается компьютерный анализ фольклорных аудиозаписей. Методологической основой ладового анализа является концепция Ю. Н. Холопова; методика компьютерного анализа разрабатывается авторами с учетом опыта современных отечественных исследований, в том числе в области внеевропейских традиционных культур. Материалом для работы служат лирические протяжные песни, записанные в разные годы в округе бывшего сторожевого города Усёрд на воронежско-белгородском пограничье. Компьютерный анализ предпринимается авторами для решения нескольких задач. Первая из них сводится к наблюдениям за типом интонирования народных исполнителей разных поколений; вторая — к дифференциации типов интонирования, присущих мужской и женской певческой традиции; третья — к фиксации индивидуальных интонационных воплощений народными певцами диатонических ладов. Проблема интонации рассматривается авторами в связи со спецификой тембра и динамики звукоизвлечения. Для рассмотрения всех названных вопросов в статье используются иллюстрации, объединяющие нотные фрагменты, графики их звуковысотности и спектрограммы.
Алексеев 1976 — Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада. М., 1976.
Алексеев 1986 — Алексеев Э. Е. Ранне фольк- лорное интонирование. Звуковой аспект. М., 1986.
Алексеев 1990 — Алексеев Э. Е. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. М., 1990.
Баранова 1980 — Баранова Т. Б. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке XVI– XVII веков: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1980.
Бершадская 1972 — Бершадская Т. С. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни // Проблемы лада. М., 1972. С. 181–190.
Бояркина 2002 — Бояркина Л. Б. К проблеме изучения мордовского субстрата в русской музыке // Этномузыковедение Поволжья и Урала. Ижевск, 2002. С. 211–228.
Гилярова 1999 — Гилярова Н. Календарная песенность Пензенского края (к вопросу о взаимодействии песенных культур) // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой. М., 1999. С. 91– 101. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)
Гиппиус 2003 — Гиппиус Е. В. Мелодический склад, мыслимый вне гармонии и тактовой ритмики, и мелодический склад, гармонически опосредованный // Материалы и статьи к 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса. М., 2003. С. 112–168.
Гуляницкая 1975 — Гуляницкая Н. Современное учение о гармонии: Теоретические концепции англо-американских курсов: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1975.
Гуляницкая 1977 — Гуляницкая Н. Современная гармония: Цикл лекций по курсу гармонии для студентов музыкальных вузов. Ладозвукорядный материал. М., 1977.
Дорохова 2013 — Дорохова Е. А. Этнокультурные «острова»: пути эволюции: Песенный фольклор русских сел Курского Посемья и Слободской Украины. СПб., 2013.
Енговатова, Ефименкова 1991 — Енговатова М. А., Ефименкова Б. Б. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований // Звуковысотное строение народных мелодий: принципы анализа: Матер. науч.-практ. этномузыкологической конф. М., 1991. С. 49–88.
Звук 2004 — Звук в традиционной народной культуре: Сб. науч. ст. / Сост. Н. Н. Гилярова. М., 2004; аудиоприложение (компакт-диск).
Кастальский 1948 — Кастальский А. Д. Основы народного многоголосия. М.; Л., 1948.
Квитка 1971 — Квитка К. В. Ангемитонные примитивы и теория Сокальского // Квитка К. В. Избранные труды. Т. 1. М., 1971. С. 286–305.
Квитка 1971а — Квитка К. В. Первобытные звукоряды // Квитка К. В. Избранные труды. Т. 1. М., 1971. С. 215–274.
Климин 2015 — Климин Е. А. Исторический звукоидеал русских колоколов XVI — начала XX века: Дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2015.
Кондратьева 2004 — Кондратьева Н. М. Формообразование в музыке народов Сибири: критерии динамики, звуковысотности, тембра // Фольклор: современность и традиция: Матер. Третьей Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой. М., 2004. С. 160–165. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 48.)
Королькова 2004 — Королькова И. В. Стилевые свойства лирических песен северо-западных областей России (на материале фольк- лорных традиций Северо-Запада России) //
Фольклор: современность и традиция: Матер. Третьей Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой. М., 2004. С. 215–225. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 48.)
Лобкова 1999 — Лобкова Г. В. Типологические особенности обрядовых форм допесенного интонирования (по материалам псковских коллекций Фольклорно-этнографического центра) // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 1999. С. 183–200. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)
Лобкова 2000 — Лобкова Г. В. Древности Псков- ской земли: Жатвенная обрядность: образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000.
Мазепус 1998 — Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология / Сост. В. М. Гацак. М., 1998. С. 24–51.
Мельник 1985 — Мельник Е. И. Песенный тип и вариант в локальной традиции // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. ст. / Сост. А. М. Мехнецов. Л., 1985. С. 28–45.
Морозов 2002 — Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М., 2002.
Одоевский 1979 — Одоевский В. Ф. Мирская песнь, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами // Русская мысль о музыкальном фольклоре: Матер. и документы. М., 1979. С. 92–98.
Пашина 1998 — Пашина О. А. Календарнопесенный цикл у восточных славян. М., 1998.
Преснякова 2004 — Преснякова И. А. Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII — первой половины XIX в. (1773–1862): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2004.
Рубцов 1973 — Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен // Рубцов Ф. Статьи по музыкальному фольклору. М.; Л., 1973. С. 8–81.
Руднева 1975 — Руднева А. Н. Курские танки и карагоды. М., 1975.
Руднева 1990 — Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М., 1990.
Рыжкин 1939 — Рыжкин И. И. Теория ладового ритма (Б. Яворский) // Мазель Л. А., Рыжкин И. И. Очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 2. М.; Л., 1939. С. 105–205.
Савельева 2015 — Савельева Н. М. Духовная музыкальная традиция молокан. М., 2015.
Серов 1952 — Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки. М., 1952.
Смирнов 2003 — Смирнов Д. В. Причитания Верхней Пинеги (компьютерный анализ звуковысотности) // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М., 2003. С. 26–36.
Сокальский 1888 — Сокальский П. П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888.
Сокровищница 2015 — Сокровищница русской земли. Музыкально-этнографическое описание народных традиций Калужского края / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 2015.
Старостина 1986 — Старостина Т. А. Фольклорные истоки гармонии раннего Стравинского // Проблемы стиля в народной музыке. М., 1986. С. 132–149.
Старостина 1999 — Старостина Т. А. Ладовое строение песенной строфы // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 1999. С. 315–322. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)
Старостина 2003 — Старостина Т. А. Разновидности русской народной натуральной ладовости // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 92–104.
Старостина 2013 — Старостина Т. А. Об элементах общности ладовой организации южнорусского и мокша-мордовского многоголосия // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Матер. Междунар. науч. конф. (Казань, 7–9 ноября 2012 г.). Казань, 2013.
C. 114–128.
Старостина 2014 — Старостина Т. А. О роли певческого звука в традиционной культуре: наблюдения собирателя // Меж- культурная коммуникация в условиях гло- бализации: проблема культурных границ в современном мире (25–26 апреля 2014 г., МГИМО-Университет). М., 2015. С. 179–183.
Старостина 2017 — Старостина Т. А. О механизмах образования южнорусских тритоновых ладов // Музыкальный фольклор и этномузыкология: век XXI: Матер. Пятой Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. М., 2017. С. 112–119. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 82.)
Сысоева 2011 — Сысоева Г. Я. Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья. Воронеж, 2011. Харуто 2011 — Харуто А. В. Спектральные характеристики речевого, вокального и инструментального звука // Речь и музыка в традиционных культурах / Сост. З. А. Имамутдинова. М., 2011. С. 339–352. Харуто,
Карелина 2008 — Харуто А. В., Карелина Е. К. К вопросу о музыкально-акустических свойствах тувинского горлового пения // Музыкальная академия. 2008. № 4. С. 108–113.
Харуто, Смирнов 1999 — Харуто А. В., Смирнов Д. В. Использование компьютерного анализа в исследовании звуковысотного строения народной музыки // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 1999. С. 335–240. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)
Холопов 1982 — Холопов Ю. Н. Модальная гармония. Модальность как тип гармонической структуры // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблема национальных музыкальных культур. Ташкент, 1982. С. 16–31.
Холопов 2003 — Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс. СПб., 2003. Холопов 2008 — Холопов Ю. Н. К проблеме лада в русском теоретическом музыкознании // Идеи Ю. Н. Холопова в XX веке. М., 2008. С. 79–100.
Холопов 2008а — Холопов Ю. Н. Ладопеременность как свойство модальных ладов // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. М., 2008. С. 101–104.
Щуров 1969 — Щуров В. М. Ефим Сапелкин и его ансамбль. М., 1969.
Щуров 1973 — Щуров В. М. О ладовом строении южнорусских песен // Музыкальная фольклористика. Вып. 1. М., 1973. С. 107–137.
Щуров 1986 — Щуров В. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986. С. 5–29.
Щуров 1987 — Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987.
Щуров 1989 — Щуров В. М. Песельники из села Фощеватово. М., 1989.
Щуров 1998 — Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998.
Охлобыстина А. Б., Старостина Т. А. К проблеме методики звуковысотного анализа южнорусской протяжной песни // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 1. С. 103–126.