Аспирант Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН: 121069, Россия, Москва, ул. Поварская, д. 25а, тел.: +7 (495) 697 13 89; e-mail: zarina_plaeva@mail.ru
В статье рассматривается процесс сбора и публикации малоизученных текстов из цикла Ацамаза в осетинском Нартовском эпосе. Историографический анализ показывает, что сказания из данного цикла записывались одними из самых первых на начальном этапе собирания Нартовского эпоса. Начиная с 1876 г. до середины XX в. сбором текстов об Ацамазе занимались первые представители осетинской интеллигенции: Г. Шанаев, М. Туганов, М. Гарданов, Г. Дзагуров, А. Хамицаев, Д. Бегизов и др. Уделяя основное внимание характеристике опубликованных и рукописных источников цикла Ацамаза, автор приходит к выводу, что сказания об этом герое бытовали на двух диалектах осетинского языка — иронском и дигорском. Наиболее распространенными из цикла об осетинском Ацамазе являются сказания о Насран-алдаре, повествующие о воинственности Ацамаза, и сюжет о сватовстве, в котором герой предстает музыкантом, наделенным сверхъестественными силами. В хронологической последовательности даются научные публикации текстов на осетинском и в переводе на русский, словацкий, венгерский, английский, французский, немецкий, грузинский языки. В статье представлен перечень сборников, в которых были впервые изданы сказания об Ацамазе. Важным событием в изучении цикла Ацамаза стала публикация посвященного ему отдельного тома свода нартовских сказаний на языке оригинала, издание которого открывает новые горизонты для научного изучения этого сложного образа.
Абаев 1939 — Абаев В. И. Из осетинского эпоса: 10 нартовских сказаний, текст,перевод, комментарии. Прил.: Ритмика осетинской речи. М.; Л., 1939.
Абаев 1990 — Абаев В. И. Нартовскийиэпос осетин // Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. Т. 1. С. 142—242.
Бязыров 1971 — Бязыров А. Х. Указатель циклов И сюжетов осетинских нартских сказаний И песен // Известия Юго—Осетинского научно-исследовательского института имени 3. Ванеева. Цхинвали, 1971. Т. 17. С. 43—71.
Гаглойти 1977 — Гаглойти Ю. С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. Цхинвали, 1977.
Гиреев, Туганов 1977 — Гареев Д. А., Туганов Э. М. Махарбек Туганов. Литературное наследие. Орджоникидзе, 1977.
Городецкий 1920 — Городецкий С. Ацамаз И Агунда // Вольный горец. 1920, №9 24.
ИАС 1961 — Ирон адаемы сфаелдыстад. Дзжуджыхъжу, 1961. Ч. 1.
Нартае 1942 — Нартае. Ирон адгемы эпос.Сталинир, 1942.
Нарты 1957 — Нарты. Эпос осетинского народа. М., 1957.
Нарты 1989 — Нарты. Осетинский героический эпос. М., 1989. Кн. 2.
Нарты кадджытге 2003 — Нарты кадджытае: Ирон адаемы эпос. Дзаеуджыхъаеу,2003. Ч. 1.
Нарты кадджытае 2004 — Нарты кадджытае: Ирон адаемы эпос. Дзгеуджыхъаеу,2004. Ч. П.
Нарты кадджытае 2005 — Нарты кадджытае: Ирон адаемы эпос. Дзаеуджыхъаеу,2005. Ч. III.
Нарты кадджытае 2007 — Нарты кадджытае: Ирон адаемы эпос. Дзаеуджыхъаеу,2007. Ч. IV.
Нарты кадджытае 2010 — Нарты кадджытае: Ирон адаемы эпос. Дзаеуджыхъаеу,2010. Ч. V.
Нарты кадджытае 2011 — Нарты кадджытае: Ирон адаемы эпос. Дзаеуджыхъаеу,2011. Ч. VI.
Нарты кадджытае 2012 — Нарты кадджытае: Ирон адаемы эпос. Дзаеуджыхъаеу,2012. Ч. VII.
Памятники 1925 — Памятники народного творчества осетин. Нартовские народные сказания. Владикавказ, 1925. Вып. 1.
Памятники 1927 — Памятники народного творчества осетин. Дигорское народное творчество. Владикавказ, 1927. Вып. 11.
Плаева 2014 — Плаева 3. К. Основные сюжеты цикла сказаний об Ацамазе в осетинском Нартовском эпосе // Новые российские гуманитарные исследования. URL: http://www.nrgumis.ru (дата обращения 11.06.2014).
Тугъанты 1911 — Тугъанты М. Дигорон кадаенгае. Дзаеуджыхъаеу, 191 1.
Ханаева 2009 — Ханаева 3. К. Поэтика осетинского нартовского эпоса. Владикавказ, 2009.