https://orcid.org/0002-7726-1466
Кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
тел.: +7 (495) 939-39-92; e-mail: eale@yandex.ru
Визуальная антропология как межкультурная коммуникация оформилась только во второй половине XX в. До этого времени эту роль выполнял кинематограф, пытавшийся раздвинуть рамки формирующегося общественного сознания через отображение жизни людей, оказавшихся на периферии цивилизационных процессов. В России, где о визуальной антропологии заговорили только в конце 1980-х гг., в первой половине XX в. доминирующую роль продолжает играть документальный кинематограф, повлиявший на характер становления отечественной визуальной антропологии. В статье освещается история взаимодействия социокультурных, идеологических и информационно-технологических процессов, проходивших в стране до конца 1940-х гг., когда все ресурсы были мобилизованы для участия во Второй мировой войне.
В дореволюционный период документальный кинематограф начал нести познавательную функцию, ставшую со временем основной. Непритязательные короткие фрагменты хроники сегодня — редкие сохранившиеся свидетельства прошедшей жизни. После революции новое государство с первых шагов поставило перед кинематографом задачу формирования «нового человека». Это движение возглавил Дзига Вертов, идеолог особого видения действительности через кинообъектив и воздействия документального экрана на зрителя. Его «киноправда» стала символом исследования реального мира с помощью языка кино. Фильм «Шестая часть мира» оказался беспрецедентным проектом единовременного отображения жизни разных народов на огромном пространстве страны и вдохновил других документалистов на этнографическую съемку.
Активный рост кинематографа в начальный предреволюционный период, очевидные достижения трудных 1920-х гг. и тревожные тенденции 1930-х определили характер будущего развития отечественного документального кинематографа в роли межкультурной коммуникации во второй половине XX в.
Источники и материалы
Вилкуна 1978 — Вилкуна К. Экспедиция Сакари Пяльси в Северо-Восточную Сибирь (1917–1919 гг.) // Этнографическое обозрение. 1978. № 3. С. 111–116.
Годовщина революции 2019 — «Годовщина революции» Вертова: Первый экзамен. С Николаем Изволовым беседовал Никита Смирнов // Блог-журнал «Сеанс». 2018. 20 ноября URL: https://seance.ru/blog/interviews/ revolution-vertov-izvolov/ (дата обращения: 11.02.2019).
Жданова 2014 — Жданова В. К материалам по истории отечественного кинопроцесса конца 1920-х — начала 30-х гг. Замысел создания «Кино-Атласа СССР». URL:
http://varvarajdanova.esrae.ru/pdf/2014/11/2.pdf (дата обращения: 11.02.2019).
Лемберг 1976 — Лемберг А. Дружба, испытанная десятилетиями // Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., 1976. С. 79–85.
Малевич 1919 — Малевич К. Программа «левых» беспредметников в журнале «Изобразительное искусство», № 1, 1919 г. // Советское искусство за 15 лет. М.; Л., 1933. С. 110.
РАПХ 1931 — РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников) в журнале «За пролетарское искусство», 1931, № 5 // Советское искусство за 15 лет. М.; Л., 1936. С. 635.
Форум 2007 — Форум «Визуальная антропология» // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 6–108.
Исследования
Александров 2017 — Александров Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 11–28.
Арзютов 2016 — Арзютов Д. Этнограф с кинокамерой в руках: Прокофьевы и начало визуальной антропологии самодийцев // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 187–219.
Баклин, Калашников 2003 — Баклин Н. В., Калашников А. Г. Первые шаги научного кино в России / Публ. А. С. Дерябина; Коммент. С. В. Сковородниковой при участии А. С. Дерябина // Киноведческие записки. 2003. № 64. С. 184–189.
Баталин, Малышева 2011 — Баталин В. Н., Малышева Г. Е. История Российского государственного архива кинофотодокументов. 1926– 1966 гг. СПб., 2011.
Ватолин 2002 — Ватолин В. Синема в Сибири: Очерки истории раннего сибирского кино (1896–1917) (Окончание) // Киноведческие записки. 2002. № 61. С. 369–370.
Вертов 1966 — Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.
Вишневский 1996 — Вишневский В. Е. Документальные фильмы дореволюционной России: 1907–1916. М., 1996.
Гиберт, Ныркова 2016 — Гиберт Г. Г., Ныркова Д. А. Кавказ в дореволюционном документальном кино // Наследие веков. 2016. № 1. С. 70–73.
Гинзбург 1963 — Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.
Головнев 2016 — Головнев И. Лесные люди — феномен советского этнографического кино // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 83–98.
Головнева, Головнев 2016 — Головнева Е. В., Головнев И. А. Визуализация региона средствами кинематографа (на примере «Киноатласа СССР») // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. 2016. № 22 (3). С. 146–151.
Дерябин 1995 — Дерябин А. Вертов и Ерофеев: Две ветви документалистики // Каталог Флаэртиана. Пермь, 1995. С. 65–71.
Дерябин 1999 — Дерябин А. О фильмах-путешествиях и Александре Литвинове // Вестник «Зеленое спасение». 1999. № 11. С. 14–23.
Дерябин 2001 — Дерябин А. «Наша психология и их психология — совершенно разные вещи». «Афганистан» Владимира Ерофеева и советский культурфильм двадцатых годов // Киноведческие записки. 2001. № 54. C. 53–70.
Зоркая 2005 — Зоркая Н. М. История советского кино. СПб., 2005.
Ишевская, Вирен 2007 — Ишевская С., Вирен Д. Болеслав Матушевский. Живая фотография: чем она является и чем должна стать / Пер. Г. Болтянский; Публ., предисл. и коммент. С. Ишевской и Д. Вирена // Киноведческие записки. 2007. № 83. С. 127–161.
Лебедев 1947 — Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР: Немое кино. М., 1947.
Магидов 1999 — Магидов В. М. Итоги кинематографической и научной деятельности Б. Матушевского в России // Киноведческие записки. 1999. № 43. С. 268–280.
Магидов 2013 — Магидов В. М. Источники о деятельности Скобелевского комитета и его роли в отечественном кинопроцессе накануне и в ходе Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций 1917 г. // Вестник архивиста. 2013. № 1 (121). С. 65–81.
Медведев 2011 — Медведев М. Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн // Перемены. 2011.02.01. URL: https://www.peremeny. ru/blog/6704 (дата обращения: 14.04.2014).
Миславский 2006 — Миславский В. Н. Альфред Федецкий: к биографии первого российского кинооператора // Киноведческие записки. 2006. № 77. С. 163–213.
Первый форум 2004 — Первый форум. Современные тенденции в антропологических исследованиях // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 6–101.
Рошаль 1982 — Рошаль Л. Дзига Вертов. М., 1982.
Чуйко 2019 — Чуйко С. Тропой Сакари Пялси // Крайний Север. 2019.18.10. URL: http://www.ks87.ru/82/6983.html (дата обращения: 11.02.2019).
Czeczot-Gawrak 1995 — Czeczot-Gawrak Z.
Bolesław Matuszewski, filozof i pionier dokumentu filmowego // Bolesław Matuszewski. Nowe źródło historii. Ożywiona fotografia, czym jest, czym byc powinna. Warszawa, 1995. S. 11–12.
Jacoby 1995 — Jacoby J. Znałem Bolesława Matuszewskiego // Bolesław Matuszewski. Nowe źródło historii. Ożywiona fotografia, czym jest, czym byc powinna. Warszawa, 1995. S. 37–42.
Pink 2006 — Pink S. The future of visual anthropology: Engaging the senses. London, 2006. Ruby 2004 — Ruby J. The anthropology of visual communication at Temple University. 1967 to 2004. A personal view. URL: http://astro.temple.edu/~ruby/vatu/index.htm (дата обращения: 05.08.2017).
Александров Е. В. Этнографическое кино в России первой половины XX века // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 4. С. 136–147.