Двойственность образа змея в южнославянской традиции: змей, халы и лами

Альманах
Ключевые слова
южнославянская мифология, змей, хала, ламя, двойственность
Автор
К.О. Полковникова
Сведения об авторе
Ксения Олеговна Полковникова
https://orcid.org/0000-0002-9160-551X
Аспирант филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:
Российская Федерация, 119234, г. Москва, Ленинские Горы, д. 1;
тел.: +7 (904) 657-95-39; e-mail: ksiupolk@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2024.25.2.012
Аннотация

В статье рассматривается образ мифологического летающего змея, который получил особое развитие в южнославянской традиции, сохранившей реликты представлений о благом змеином божестве, предке-покровителе, несмотря на то что позднее, в развитой мифологической системе, змей преимущественно наделяется негативными коннотациями. Так, двойственность змея нашла отражение в двух типах змеевидных существ, встречающихся в фольклоре южных славян: доброго змея, обладающего ярко выраженной мужской природой, и злых демонов халы и лами — персонажей исключительно женского пола. Основной обязанностью змея является защита вверенного ему локуса, обычно села или поля, от насылающих грозовые тучи и губящих урожай змей, с которыми он вступает в битву. Таким образом, змей и змея-дракон, противопоставленные друг другу по признаку пола, принадлежности к той или иной стихии, нравственной категории и т. д., находятся в постоянной оппозиции. В статье предпринята попытка охарактеризовать данные образы и знаковое для них противостояние, образующее южнославянскую картину мира и лежащее в основе народных верований и многочисленных фольклорных текстов.

Список литературы

Источники и материалы

Гильфердинг 1950  — Гильфердинг Ф.А. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. М.: Изд-во Акад. наук, 1950. Т. 2.

Змей 2016  — Змей. Змеица. Ламя и хала: Сб. с фолклорни текстове / Съст. и ред. В. Баева. София: Изток-Запад, 2016.

Маринов 1914  — Маринов Д.Б. Народна вяра и религиозни народни обичаи // Сборник за народни умотворения и народопис. София: Държавна печатница, 1914. Кн. 28.

Песни 1976 — Песни южных славян / Вступ. ст., сост. и прим. Ю. Смирнова. М.: Худож. лит., 1976. Т. 11.

Плотникова 1998 — Плотникова А.А. Мифологические рассказы из Восточной Сербии // Живая старина. 1998. № 1.

СбНУ 1 — Сборник за народни умотворения, наука и книжнина / Изд. Министерството на народното просвещение. София: Държавна печатница, 1891. Кн. 4; Кн. 5; 1893. Кн. 9; 1894. Кн. 10; 1895. Кн. 12.

СбНУ 2 — Сборник за народни умотворения и народопис / Изд. Българската академия на науките. София: Държавна печатница, 1918. Кн. 32; 1953. Кн. 46. Ч. 1.

Стоилов 1921  — Стоилов А.П. Ламите и змейовете в народната поезия // Списание на Българската академия на науките. София: Проф. Марин Дринов, 1921. Кн. 22.

Шапкарев 1973 — Шапкарев К.А. Сборник от български народни умотворения: В 4 т. Т. 4: Български приказки и вярвания. София: Български писател, 1973.

 

Исследования

Агапкина 2004 — Агапкина Т.А. Кумление // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 42–46.

Беновска-Събкова 1992  — БеновскаСъбкова М. Змеят в българския фолклор. София: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1992.

Валенцова 2012 — Валенцова М.М. Словацкие поверья о шарканах — крылатых змеях // Живая старина. 2012. № 1. С. 32–33.

Велецкая 1988 — Велецкая Н.Н. О генезисе древнерусских змеевиков // Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988. С. 206–211.

Венедиков 1987 — Венедиков И.Й. Златният стожер на прабългарите. София: Наука и изкуство, 1987.

Виноградова 2004  — Виноградова Л.Н. Оборотничество // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К  (Круг)  — П  (Перепелка) / Под общ. ред. Н.И.  Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 466–471.

Георгиева 1993  — Георгиева И. Българска народна митология. София: Наука и изкуство, 1993. Гура 1997  — Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997.

Гура 1999  — Гура А.В. Змея // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д  — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И.  Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 333–338.

Иванов 1987 — Иванов В.В. Змей // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 469–471.

Климова 2006  — Климова К.А. Стихьо  — дух — покровитель места в новогреческой мифологии и некоторые славянские параллели // Исследования по славянской диалектологии. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2006. Т. 12. С. 114–130.

Козлова 2000 — Козлова Н. К. Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты / Под ред. Ю.И. Смирнова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.

Козлова 2003 — Козлова Н.К. Конопля, вши и змей-любовник // Традиционная культура русских Западной Сибири XIX–XX вв: Очерки истории и быта. Омск: Наука, 2003. С. 125–140.

Козлова 2006  — Козлова Н.К. Восточнославянские мифологические рассказы о змеях. Систематика. Исследование. Тексты: Монография / Науч. ред. В.М. Гацак. Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2006.

Левкиевская 1999 — Левкиевская Е.Е. Змей летающий // // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д  — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 330–332.

Моррис 2020 — Моррис М.-В.В. Албанские драгуа: немного о типологическом своеобразии персонажей в контексте балканской традиции // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 4. С. 45–57.

Петровић 1999  — Петровић С. Српска митологиjа. Систем српске митологије. Ниш: Просвета, 1999. Кн. 1.

Плотникова 1999 — Плотникова А.А. Здухач // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 303–305.

Плотникова 2004а  — Плотникова А.А. Ламя // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — (Перепелка) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 78–79.

Плотникова 2004б  — Плотникова А.А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М.: Индрик, 2004.

Пропп 1986  — Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

Путилов 1968  — Путилов Б.Н. Русские и южнославянские эпические песни о змееборстве // Исторические связи в славянском фольклоре. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1968. Т. 11.

Рабинович 1987 — Рабинович Е.Г. Богинямать // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 178–180.

Раденковић 2001 — Раденковић Љ. Аждаја // Словенска митологиjа: Енциклопедиjски речник / Ред. С.M. Толстој, Љ.  Раденковић. Beograd: Zepter book world, 2001. С. 1–3.

Седакова 2023 — Седакова И.А. Реальное и ирреальное (мифическое) в болгарских народных балладах («Мать превращает сына в змею/ ужа») // Определенность и неопределенность в языках и культурах Балкан. (Балканские чтения. 17). М.: Ин-т славяноведения РАН, 2023. С. 157–162.

Симеонова 2013  — Симеонова Г.От митология към история: трансформация на образи (змей, исполин, овластен човек) или закономерна смяна на преобладаващата антропоморфна форма // Venets: The Belogradchik Journal for Local History, Cultural Heritage and Folk Studies. 2013. Vol. 4. № 1. С. 37–105.

Смирнов 1974  — Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции. М.: Наука, 1974.

Толстая 1999  — Толстая С.М. Засуха // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 275–276.

Троева-Григорова 2003  — Троева-Григорова Е. Демоните в Родопите. София: Междунар. център по проблемите на малцинствата и културните взаимодействия, 2003.

Для цитирования

Полковникова К. О. Двойственность образа змея в южнославянской традиции: змей, халы и лами // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 2. С. 137–150.