https://orcid.org/0000-0002-9160-551X
Аспирант филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:
Российская Федерация, 119234, г. Москва, Ленинские Горы, д. 1;
тел.: +7 (904) 657-95-39; e-mail: ksiupolk@mail.ru
В статье рассматривается образ мифологического летающего змея, который получил особое развитие в южнославянской традиции, сохранившей реликты представлений о благом змеином божестве, предке-покровителе, несмотря на то что позднее, в развитой мифологической системе, змей преимущественно наделяется негативными коннотациями. Так, двойственность змея нашла отражение в двух типах змеевидных существ, встречающихся в фольклоре южных славян: доброго змея, обладающего ярко выраженной мужской природой, и злых демонов халы и лами — персонажей исключительно женского пола. Основной обязанностью змея является защита вверенного ему локуса, обычно села или поля, от насылающих грозовые тучи и губящих урожай змей, с которыми он вступает в битву. Таким образом, змей и змея-дракон, противопоставленные друг другу по признаку пола, принадлежности к той или иной стихии, нравственной категории и т. д., находятся в постоянной оппозиции. В статье предпринята попытка охарактеризовать данные образы и знаковое для них противостояние, образующее южнославянскую картину мира и лежащее в основе народных верований и многочисленных фольклорных текстов.
Источники и материалы
Гильфердинг 1950 — Гильфердинг Ф.А. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. М.: Изд-во Акад. наук, 1950. Т. 2.
Змей 2016 — Змей. Змеица. Ламя и хала: Сб. с фолклорни текстове / Съст. и ред. В. Баева. София: Изток-Запад, 2016.
Маринов 1914 — Маринов Д.Б. Народна вяра и религиозни народни обичаи // Сборник за народни умотворения и народопис. София: Държавна печатница, 1914. Кн. 28.
Песни 1976 — Песни южных славян / Вступ. ст., сост. и прим. Ю. Смирнова. М.: Худож. лит., 1976. Т. 11.
Плотникова 1998 — Плотникова А.А. Мифологические рассказы из Восточной Сербии // Живая старина. 1998. № 1.
СбНУ 1 — Сборник за народни умотворения, наука и книжнина / Изд. Министерството на народното просвещение. София: Държавна печатница, 1891. Кн. 4; Кн. 5; 1893. Кн. 9; 1894. Кн. 10; 1895. Кн. 12.
СбНУ 2 — Сборник за народни умотворения и народопис / Изд. Българската академия на науките. София: Държавна печатница, 1918. Кн. 32; 1953. Кн. 46. Ч. 1.
Стоилов 1921 — Стоилов А.П. Ламите и змейовете в народната поезия // Списание на Българската академия на науките. София: Проф. Марин Дринов, 1921. Кн. 22.
Шапкарев 1973 — Шапкарев К.А. Сборник от български народни умотворения: В 4 т. Т. 4: Български приказки и вярвания. София: Български писател, 1973.
Исследования
Агапкина 2004 — Агапкина Т.А. Кумление // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 42–46.
Беновска-Събкова 1992 — БеновскаСъбкова М. Змеят в българския фолклор. София: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1992.
Валенцова 2012 — Валенцова М.М. Словацкие поверья о шарканах — крылатых змеях // Живая старина. 2012. № 1. С. 32–33.
Велецкая 1988 — Велецкая Н.Н. О генезисе древнерусских змеевиков // Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988. С. 206–211.
Венедиков 1987 — Венедиков И.Й. Златният стожер на прабългарите. София: Наука и изкуство, 1987.
Виноградова 2004 — Виноградова Л.Н. Оборотничество // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 466–471.
Георгиева 1993 — Георгиева И. Българска народна митология. София: Наука и изкуство, 1993. Гура 1997 — Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997.
Гура 1999 — Гура А.В. Змея // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 333–338.
Иванов 1987 — Иванов В.В. Змей // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 469–471.
Климова 2006 — Климова К.А. Стихьо — дух — покровитель места в новогреческой мифологии и некоторые славянские параллели // Исследования по славянской диалектологии. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2006. Т. 12. С. 114–130.
Козлова 2000 — Козлова Н. К. Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты / Под ред. Ю.И. Смирнова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.
Козлова 2003 — Козлова Н.К. Конопля, вши и змей-любовник // Традиционная культура русских Западной Сибири XIX–XX вв: Очерки истории и быта. Омск: Наука, 2003. С. 125–140.
Козлова 2006 — Козлова Н.К. Восточнославянские мифологические рассказы о змеях. Систематика. Исследование. Тексты: Монография / Науч. ред. В.М. Гацак. Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2006.
Левкиевская 1999 — Левкиевская Е.Е. Змей летающий // // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 330–332.
Моррис 2020 — Моррис М.-В.В. Албанские драгуа: немного о типологическом своеобразии персонажей в контексте балканской традиции // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 4. С. 45–57.
Петровић 1999 — Петровић С. Српска митологиjа. Систем српске митологије. Ниш: Просвета, 1999. Кн. 1.
Плотникова 1999 — Плотникова А.А. Здухач // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 303–305.
Плотникова 2004а — Плотникова А.А. Ламя // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — (Перепелка) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 78–79.
Плотникова 2004б — Плотникова А.А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М.: Индрик, 2004.
Пропп 1986 — Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
Путилов 1968 — Путилов Б.Н. Русские и южнославянские эпические песни о змееборстве // Исторические связи в славянском фольклоре. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1968. Т. 11.
Рабинович 1987 — Рабинович Е.Г. Богинямать // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 178–180.
Раденковић 2001 — Раденковић Љ. Аждаја // Словенска митологиjа: Енциклопедиjски речник / Ред. С.M. Толстој, Љ. Раденковић. Beograd: Zepter book world, 2001. С. 1–3.
Седакова 2023 — Седакова И.А. Реальное и ирреальное (мифическое) в болгарских народных балладах («Мать превращает сына в змею/ ужа») // Определенность и неопределенность в языках и культурах Балкан. (Балканские чтения. 17). М.: Ин-т славяноведения РАН, 2023. С. 157–162.
Симеонова 2013 — Симеонова Г.От митология към история: трансформация на образи (змей, исполин, овластен човек) или закономерна смяна на преобладаващата антропоморфна форма // Venets: The Belogradchik Journal for Local History, Cultural Heritage and Folk Studies. 2013. Vol. 4. № 1. С. 37–105.
Смирнов 1974 — Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции. М.: Наука, 1974.
Толстая 1999 — Толстая С.М. Засуха // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 275–276.
Троева-Григорова 2003 — Троева-Григорова Е. Демоните в Родопите. София: Междунар. център по проблемите на малцинствата и културните взаимодействия, 2003.
Полковникова К. О. Двойственность образа змея в южнославянской традиции: змей, халы и лами // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 2. С. 137–150.