ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ И ТРАДИЦИОННОЙ ЭМПИРИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЗАКОВ-НЕКРАСОВЦЕВ)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
детская болезнь, религиозная этика, традиционная эмпирика, казаки-некрасовцы
Автор
Т.Ю. ВЛАСКИНА
Сведения об авторе
ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ВЛАСКИНА
https://orcid.org/0000-0003-1371-7628
Старший научный сотрудник лаборатории филологии отдела гуманитарных исследований Федерального исследовательского центра Южного научного центра РАН:
Российская Федерация, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, д. 41,
тел.: +7 (863) 266-43-20; e-mail: vlaskiny@mail.ru
Благодарность

Исследование выполнено в рамках государственного задания ФАНО России по проведению фундаментальных научных исследований «Историко-культурное исследование народов Юга России в условиях модернизации» (0256–2018–0012; № госрегистрации АААА-А16-116012610049-3).

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению оригинальных материалов по традиционной культуре казаков-некрасовцев, относящихся к сфере народного целительства, преимущественно   к области борьбы с различными недугами младенческого возраста.

Автор обращается к значительному корпусу этнофольклорных текстов и диалектной лексики, изучая их в контексте религиозно-мировоззренческих установок старообрядческой общины. Определенное внимание уделяется эмпирическому опыту казаков-некрасовцев.

В результате исследования автор приходит к выводам об обоюдном воздействии внутренних и внешних факторов на формирование образа детской болезни в представлениях некрасовцев. Не только прагматическое наполнение, но и элементы нижнего уровня мифологизации детской болезни в традициях некрасовцев, безусловно, связаны с историей контактов с иноязычным и поликонфессиональным окружением, которые происходили в ходе странствий общины по Западному Предкавказью, Южному Подунавью и Малой Азии. Однако аксиологическая структура, в которую вписываются эти позднейшие и ситуативные элементы, выстраивается на основе двух важнейших среди базовых компонентов формирования раннего донского казачества —  восточнославянской традиции и древлеправославного мировоззрения.

В статье приводятся редкие и ранее не освещавшиеся в публикациях сведения. Основной источник исследования —  полевые материалы этнолингвистических экспедиций РГУ — ИСЭГИ ЮНЦ РАН 1999 и 2010 гг. 

Список литературы

Агапкина 2010 —  Агапкина Т. А. Восточно- славянские лечебные заговоры в сравнитель
ном освещении: Сюжетика и образ мира. М., 2010.

Арнаутова 2004 —  Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века. СПб., 2004.

Валенцова, Виноградова 2004 —  Валенцова М. М., Виноградова Л. Н. Мусор // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг)  —  П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2004. С. 337–340.

Виноградова, Толстая 1995 —  Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Веник // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 1: А (Август) —  Г. (Гусь). / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1995. С. 307–313.

Виноградова 2005 —  Виноградова Л. Н. Формулы угроз и проклятий в славянских заговорах // Заговорный текст. Генезис и структура. М., 2005.

Власкина, Архипенко, Калиничева 2004 —  Власкина Т. Ю., Архипенко Н. А., Калиничева Н. В. Народные знания донских казаков  // Традиционная культура. 2004. № 4 (16). С. 54–66.

Власкина 2008 —  Власкина Т. Ю. Культура материнства и  детства у  казаков-некрасовцев  // Мир славян Северного Кавказа. Вып. 4 / Под ред. О. В. Матвеева. Краснодар, 2008. С. 137–152.

Власкина 2011 —  Власкина Т. Ю. Домашний мир на сломе эпох. Ростов н/Д, 2011. Гура 1995 —  Гура А. В. Венчальные предметы // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 1: А (Август) —  Г (Гусь) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1995. С. 325–326.

Гура 1999 —  Гура А. В. Змея // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) —  К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. С. 333–338.

Зудин 2012 —  Зудин А. И. Легенды некрасовских казаков // Казаки-некрасовцы: язык, история, культура. Ростов н/Д, 2012. С. 331–347.

Русские дети 2006 —  Русские дети: основы народной педагогики: Ил. энциклопедия / Авт. Д. А. Баранов, Щ. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. СПб., 2006.

Седакова 1995 —  Седакова И. А. Орисницы  // Славянская мифология: Энцикл. словарь. М., 1995. С. 290–292.

Седакова 2007 —  Седакова И. А. Балканские мотивы в языке и культуре болгар: Родинный текст. М., 2007.

Толстая 2005 —  Толстая С. М. Тело как обитель души: славянские народные представления // Тело в русской культуре. Сб. ст. / Сост. Г. Кабакова и Ф. Конт. М., 2005. С. 51–66.

Толстой 1995 —  Толстой Н. И. Амулет  //  Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 1: А (Август) —  Г (Гусь) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1995. С. 105–106.

Усачева 2004  —  Усачева В. В. Падучая  //  Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) —  П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2004. С. 611– 616.

Черкашина 2011 —  Черкашина Э. А. Лексико-семантическая подгруппа «врачевание» в  лексике казаков-некрасовцев // Липоване: История и культура русских старообрядцев. Вып. VIII. Одесса, 2011. С. 214–215