«БОЕЛИСЬ ПРАЗДНИКОВ БЕДА СТАРЫ ЛЮДИ»: ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЛЕНДАРНЫХ ТЕРМИНОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕЧОРСКИХ ГОВОРОВ)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
термины календарных праздников, внутренняя форма, мотивационный признак, семантическая структура слова
Автор
Ю. Н. ИЛЬИНА
Сведения об авторе
ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА ИЛЬИНА
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и общей филологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина: Российская Федерация,
Республика Коми, 167000, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., д.55; тел.: +7 (8212)39-03-97; e-mail:
juli_il@rambler.ru
Аннотация

В статье дается характеристика лексем, определяющих «старинные» праздники усть-цилемского народного календаря, которые объединены запретом на выполнение в эти дни работы. В печорских говорах сосуществует несколько прилагательных, называющих такие календарные праздники: «притчевые», «притчливые», «притчливатые», «притчеватые», «приточливые», «прикосливые», «потрус(ш)ливые», «оветные». Каждая из этих лексем обладает живой внутренней формой и реализует свою модель характеристики праздничных дней. Корни слов «приточливый» и «прикосливый» заключают в себе идею воздействия на человека внешних сил посредством физического прикосновения (ткнуть) или взгляда (косого). В результате прилагательные устанавливают связь между этим событием (конкретнее — несчастным случаем: притчей и прикосом) и тем периодом в годовом календарном цикле, когда несчастье может произойти. Во внутренней форме лексем «потрус(ш)ливый» и «оветный» выражается ответ человека на несчастный случай, произошедший в праздничный день: «потрус(ш)ливый» заключает представление об эмоциональной реакции человека на однажды пережитое и теперь тоже возможное несчастное происшествие, а «оветный» — о реакции рациональной. В результате номинации календарных праздников в печорских говорах можно условно представить в виде причинно-следственной цепочки: случай, приведший в этот день к болезни и интерпретируемый как результат влияния внешнего негативного воздействия («приточный», «прикосливый»), и ответная реакция на него — переживание боязни возможного в этот день несчастного случая («потрушливый») или отказ от работы, который получает закрепление в произносимом обещании в этот день не работать («оветный»).

Список литературы

Дронова 2007  —  Дронова Т.И. Иван день в  традиции староверов-беспоповцев УстьЦильмы // Этнографическое обозрение. 2007. № 2. С. 106–118.

Канева 2000  —  Канева Т.С. Календарнобытовой уклад жизни устьцилемов (по  публикациям XIX — начала XX в. и материалам фольклорных экспедиций СыктГУ)  // Старообрядчество: История, культура, современность: Матер. 5-й науч. -практ. конф. М., 2000. С. 412–429.

РК СРГНП — Словарь русских говоров Ни‑ зовой Печоры: В 2 т. / Под ред. Л.А. Ивашко. СПб., 2003–2005.

СРНГ  — Словарь русских народных гово‑ ров / Под ред. Ф.П. Филина. М.; Л., 1965–1989. Вып. 1–23; Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П. Сороколетова. Л. (СПб.), 1990– 2010. Вып. 24–43.

Срезневский 1989 — Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: В 3 т. СПб., 1893–1912. Репринт. изд. М., 1989.

Толстая 2008  — Толстая С.М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Толстая С.М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М., 2008. С. 210–225.

Фасмер 1996  —  Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Под ред. О.Н. Трубачева. СПб., 1996. Т. 1–4.