Аспирант Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета: Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6; тел.: + 7 (915) 066-19-56; e-mail: anna-kadabra@mail.ru
В «народном соннике» существует устойчивая формула: «черный конь — к болезни, а белый — к смерти», зафиксированная в нескольких восточнославянских регионах. Она выделяется на фоне других интерпретаций одного и того же объекта, приснившегося либо черным, либо белым: как правило, в этом случае черный предмет предвещает смерть/болезнь/«что-то плохое», а белый имеет противоположное, положительное значение. В статье рассмотрены рассказы о вещих снах с образом белой/черной лошади. Делается попытка найти параллели между сюжетами этих снов и сюжетами быличек, где также присутствует образ белого/черного коня. На основании сравнительного анализа этих нарративов отмечается, что в быличках о встрече с нечистой силой и в рассказах о сновидениях белый или черный цвет лошади актуализирует понимание этого животного как некого демонического существа (его персонификации или атрибута). Нарративы о снах, в которых встречаются образы белого/черного коня, являются либо классическими примерами рассказов об «иномирных» сновидениях (после сна о покойнике, увозящем на конях живого человека, в реальности он умирает), либо близки к ним по своему устройству (сон о том, что человек уходит вместе с белой лошадью, предвещает его смерть). С одной стороны, это объясняет негативное значение как черного, так и белого коня в народном соннике, с другой — синонимичность этих образов в нарративах о сновидениях, которая не согласуется также с формулой «черный конь — к болезни, а белый — к смерти» (например, покойник может ехать в упряжке с черными или белыми конями; человек может брать под уздцы черную или белую лошадь — толкование снов в обоих случаях одинаково).
Агапкина 2009 — Агапкина Т. А. Поле // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 133–137.
Анучин 1890 — Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда // Древности: Труды Московского археологического общества: В 24 т. / Под ред. В. К. Трутковского. М., 1890. Т. 14. С. 81–226.
Валенцова 2002 — Валенцова М. М. Полесская традиция о сновидениях // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 44–54.
Гура 1999 — Гура А. В. Кошка // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. С. 637–640.
Гура 2002 — Гура А. В. Снотолковательная традиция полесского села Речица // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 70–94.
Добровольская 2002 — Добровольская В. Е. Суеверия, связанные с толкованием сновидений в Ярославской области // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 55–69.
Живица 2005 — Живица Е. Ю. Русская традиция толкования снов // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 158–166.
Зиновьев 1987 — Зиновьев В. П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987.
Колчин 1889 — Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии // Этнографическое обозрение. 1899. № 3. С. 1–60.
Лазарева 2016 — Лазарева А. А. Выпавший зуб, упавший потолок и другие онирические сюжеты в рамках традиционных моделей толкования сновидений // Этнографическое обозрение. 2016. № 1. С. 89–103.
Левкиевская 2008 — Левкиевская Е. Е. Быличка как речевой жанр // Кирпичики: фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. ст. в честь 65-летия С. Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности. М., 2008. С. 341–363.
Левкиевская 2009 — Левкиевская Е. Е. Полевик // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2009. С. 138–139. Т. 4.
Ляцкий 1898 — Ляцкий Е. Материалы для народного снотолкователя. II. (Минской губернии) // Этнографическое обозрение. 1898. № 1. С. 139–149.
Мифологические рассказы — Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. О. А. Черепанова. СПб., 1996.
Небжеговская 1994 — Небжеговска С. Сонник как жанр польского фольклора // Славяноведение. 1994. № 5. С. 67–74.
Неклюдов, Христофорова 2002 — Неклюдов С. Ю., Христофорова О. Б. Предисловие // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 5–8.
Петрухин 1999 — Петрухин В. Я. Конь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. С. 590–594.
Раденкович 2007 — Раденкович Л. Белое и черное как признаки мифологических существ (на славянском материале) // Балканские чтения 9: Terra balcanica, terra slavica: К юбилею Т. В. Цивьян. М., 2007. С. 80–92.
Романов 1889 — Романов Е. Р. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. 1889. № 3. С. 54–72.
Садова 2004 — Садова Т. С. Народная примета как текст и проблемы лингвистики фольклорного текста: Дис. д-ра филол. наук. СПб., 2008.
Сафронов 2008 — Сафронов Е. В. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы: Дис. канд. филол. наук. Ульяновск, 2008.
Седакова 2004 — Седакова О. А. Поэтика обряда: погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004.
Толстой 1993 — Толстой Н. И. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа // Сон — семиотическое окно. М., 1993. С. 89–95.
Толстая 2002 — Толстая С. М. Иномирное пространство сна // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 198–219.
Толстая 2012 — Толстая С. М. Смерть // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) /
Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2012. С. 58–71.
Трушкина 2002 — Трушкина Н. Ю. Рассказы о снах // Сны и видения в народной культуре / Сост. О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 143–170.
Христофорова 1998 — Христофорова О. Б. Логика толкований: фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М., 1998.
Niebzegowska 1996 — Niebzegowska S. Polski sennik ludowy. Lublin, 1996.