Мужское и женское в звучащем ландшафте Арктики: комплекты подвесок на традиционной одежде нганасан

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
нганасаны, звучащий ландшафт Арктики, фоноинструменты, гендерное акустическое поведение, традиционная музыкальная культура
Автор
О.Э. Добжанская
Сведения об авторе
Оксана Эдуардовна Добжанская
https://orcid.org/0000-0002-9435-0882
Доктор искусствоведения, доцент кафедры культурологии и искусства, профессор кафедры искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств:
Российская Федерация, 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 4;
тел.: +7 (4112) 34-44-60; e-mail: dobzhanskaya@list.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.1.002
Аннотация

В статье на примере культуры нганасан впервые рассматриваются обусловленные гендерными ролями типы акустического поведения. Противопоставление гендерных ролей мужчины (охотника, добытчика) и женщины (хозяйки жилища, очага) ярко воплощено в звуковых образах. Мужская одежда не содержит металлических позвонков: поскольку мужчина — охотник, звуки не должны выдавать его присутствие. Женская одежда, напротив, обильно снабжена металлическими деталями функционального, ритуального и эстетического назначения.

Автор подробно рассматривает металлические подвески на комплекте женской одежды. Как звучащие объекты они представляют различные виды фоноинструментов из класса идиофонов — «самозвучащих» (соударяемые пластинки и трубочки различной формы, колокола и бубенцы). Среди них язычковые колокольчики на праздничной одежде (под орнаментированными вертикальными полосами хенсу); металлические украшения на груди в виде полумесяцев, подвешенных в вертикальный ряд; трубочки-подвески на одежде; конусообразные трубочки, подвешиваемые на женской одежде и на одежде детей как оберег; кольца с нанизанными на них трубочками на женском комбинезоне.

Комплект звучащих подвесок-погремушек на женской упряжи оленей содержит несколько предметов специальной конструкции, с продетыми в отверстия кольцами и шумовыми подвесками, громко звенящими при движении упряжки.

На праздничной одежде и праздничной упряжи количество звучащих подвесок было значительно больше, чем на повседневной.

Металлические подвески являются обязательной частью женской одежды, их набор и обилие отражает социальный статус женщины и зависит от богатства семьи. Звучание металлических позвонков является оберегом, выполняет охранительную функцию.

Противопоставление звуковых образов мужчины и женщины, воплощенное в звучании/беззвучии одежды, отражает противопоставление гендерных ролей мужчины (бесшумного охотника) и женщины (субъекта, связанного с ритуальным звуковым поведением). Результаты данной статьи важны для изучения звучащего ландшафта Арктики с точки зрения интердисциплинарных исследований.

Список литературы

Источники и материалы

Долгих 1976 — Мифологические сказки и исторические предания нганасан / Зап. и подгот. текстов, введение и коммент. Б. О. Долгих. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1976.

Крашевский 2010 — Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности: Каталог Этнографического музея на озере Лама / Текст О. Р. Крашевский. Норильск: АПЕКС, 2010.

ПМА 2021 — Полевые материалы автора. Аудиозапись интервью с В. С. Момде. Записано 16.07.2021, Таймырский колледж, г. Дудинка, Таймырский Долгано-Ненецкий р-н Красноярского края.

Попов 1936 — Попов А. А. Тавгийцы: Матер. по этнографии авамских и вадеевских тавгийцев // Труды Института этнографии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

Попов 1984 — Попов А. А. Нганасаны: Социальное устройство и верования / Отв. ред. Г. Н. Грачева, Ч. М. Таксами. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984.

Симанкова 2006 — Нганасаны // Традиционная одежда коренных народов Таймыра: Каталог коллекций музея / Сост. Л. А. Симанкова; Таймырский окружной краеведческий музей. Вып. 1. Дудинка, 2006. С. 6–24. Хорнбостель,

Закс 1987 — Хорнбостель Э. М., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1. М.: Сов. композитор, 1987. С. 229–261.

 

Исследования

Грачева 1983 — Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра: (на материалах нганасан XIX — начала XX в.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.

Добжанская 2014 — Добжанская О. Э. Система традиционных звуковых инструментов нганасан // Традиционная культура. 2014. № 4. С. 64–70.

Добжанская 2022 — Добжанская О. Э. Звучащие подвески на одежде нганасан: гендерный аспект // Арктика: гуманитарные векторы развития: Тез. Междунар. конф. М.: МГЛУ, 2022. С. 189–190.

Симченко 1976 — Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. Этнографическая реконструкция. М.: Наука, 1976.

Шейкин 2002 — Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002.

Шейкин и др. 2016 — Шейкин Ю. И., Добжанская О. Э., Никифорова В. С. Звучащие ландшафты Арктики // Этнографическое обозрение. 2016. № 4. С. 30–44.

Для цитирования

Добжанская О. Э. Мужское и женское в звучащем ландшафте Арктики: комплекты подвесок на традиционной одежде нганасан // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 21–30.