https://orcid.org/0000-0002-2467-9535
Кандидат филологических наук, заведующий Научно-исследовательской лабораторией теоретической фольклористики Российской академии народного хозяйства и государственной службы:
Российская Федерация, 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1;
тел.: +7 (499) 956-99-99; e-mail: nik.vik.petrov@gmail.com
Сюжет об окаменевшем святотатце-плясуне, известный в России как минимум с конца XIX в., актуализируется в 1956 г. «Зоино стояние» 1956 г. оказывается наиболее устойчивой текстуализацией этого сюжета, поддерживающегося в 1960–1990-х гг. популярной нарративной схемой о наказании святотатцев за осквернение святынь. На текстовое и сюжетное оформление, популярность и тиражирование этого сюжета в фольклорной среде оказывают влияние религиозные фольклорные нарративы; грешница получает конкретное имя. В 1990-е и 2000-е гг. «Зоино стояние в Куйбышеве» фиксируется в православном и медиадискурсе, детализируется, обретает статус православной легенды, связанной с чудесами Николая Чудотворца.
Ануфриев 1978 — Ануфриев Л. Религия и жизнь: вчера и сегодня. Одесса, 1978.
Буйских 2013 — Буйских Ю. С. «Если есть этот Бог на свете, то пусть меня накажет…»: представление о Божьей каре в рассказах о поругании святынь в Украине // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: Сб. ст. / Сост. А. Архипова. М., 2013. С. 200–210.
Горбунова 2003 — Горбунова Л. Г. Легендарные рассказы в записях последних десятилетий (1970–1990-е гг.) // Кабинет фольклора. Статьи, исслед. и матер. / Под ред. В. К. Архангельской. Саратов, 2003. С. 43–59.
Добровольская 1997 — Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 2. М., 1997. С. 76–88.
Мороз 2000 — Мороз А. Б. Устная история русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6. М., 2000. С. 177–185.
Олпорт 2002 — Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды. М., 2002.
Панченко 2012 — Панченко А. А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности. «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М., 2012.
Фадеева 1994 — Фадеева Л. В. Лузяне рассказывают… // Живая старина. 1994. № 3. С. 52.
Фадеева 2003 — Фадеева Л. В. Рассказы о разорении святыни в современной устной традиции Пинежья (К проблеме специфики сюжета и жанра) // Рябининские чтения — 2003. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск, 2003. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ ryabinin-2003/29.html (дата обращения: 24.07.2014).
Хун 2012 — Хун У. Содом и гоморра в Куйбышеве // Неприкосновенный запас. 2012. № 6 (86). URL: http://magazines.russ.ru/ nz/2012/6/h8-pr.html#_ft nref2 (дата обращения: 13.07.2014).
Шабалин 2004 — Шабалин Н. Русская Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых — пятидесятые годы ХХ века. На матер. Кировской обл. Киров, 2004.
Штырков 2012 — Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012.
Allport, Postman 1947 — Allport G. W., Postman L. J. Th e Psychology of Rumor. New York, 1947.
Dandes 1976 — Dandes A. Projection in Folklore: A Plea or Psychoanalytic Semiotics. Modern Language Notes. № 91(6). P. 1500–1533.
Miller 2005 — Miller D. E. Rumor: An Examination of Some Stereotypes in Symbolic Interaction. Vol. 28, № 4 (Fall 2005). P. 505–519.
Oring 2012 — Oring E. Legendry and the Rhetoric of Truth // Th e Journal of American Folklore. Vol. 121. № 480 (Spring, 2008). P. 127–166.
Scott 1990 — Scott J. C. Domination and the Arts of Resistance: Hidden Transcripts. Yale, 1990.
Shibutani 1966 — Shibutani T. Improvised News: A Sociological Study of Rumor. Indianapolis, 1966.