https://orcid.org/0000-0002-7798-5237
Кандидат филологических наук, доцент Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: kati_miracle@mail.ru
АННА ОЛЕГОВНА ТРОШКОВА
https://orcid.org/0000-0002-9754-9440
Старший преподаватель, аспирант Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1; тел.:
+7 (8362) 6880-02; e-mail: a_troshkova@mail.ru
ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТРОФИМОВ
https://orcid.org/0000-0002-6898-7468
Младший научный сотрудник, аспирант Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: silverbeast@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» в рамках научного проекта № 2018–05б; в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 34.7602.2017/8.9.
Активное включение фольклорных текстов в функциональное поле искусства является одной из любопытных тенденций современного литературного процесса. Именитые писатели и начинающие авторы экспериментируют в своем творчестве, создавая большое количество переходных (от элитарной к массовой, от традиционной к массовой и т. п.) форм. Показательно в этом отношении и творчество Л. С. Петрушевской. Именно ее «сказочное творчество» выбрано молодежной аудиторией в качестве образца для создания собственных литературных сказок. В данной статье авторы пытаются найти, взяв в качестве объединяющего начала жанр сказки, точки соприкосновения известных писателей (Л. С. Петрушевская) и начинающих авторов (Алиса Ганиева, Евгений Бабушкин и Дмитрий Ахметшин), одновременно обозначив новации молодой литературы XXI в. Также в статье речь идет и о прозе Милы Нокс, победительницы конкурса «Новая детская книга» 2016 г. издательства РОСМЭН («Макабр»: «Игра в сумерках» и «Путешествие в полночь»). Автор создает оригинальные произведения на основе интерпретации румынских и молдавских народных текстов. При этом в них также обнаруживается структурная схема волшебной сказки. Писательница специально подчеркивает факт использования ею фольклорных образцов. Умелое сочетание традиционных и индивидуальноавторских подходов позволило Миле Нокс не только разработать увлекательные и оригинальные сюжеты в жанре фэнтези, но и придать им определенный национальный колорит.
Вербальная культура современной молодежи 2016 — Вербальная культура современной молодежи / Под общ. ред. Т. А. Золотовой. Йошкар-Ола, 2016.
Головин, Николаев 2013 — Головин В. В., Николаев О. Р. «Узелковое письмо» фольклоризма: прагматика литературно-фольклорного взаимодействия в русских литературных текстах нового времени // Навстречу Третьему Всероссийскому конгрессу фольклористов. М., 2013. С. 16–54.
Ефимова 2005 — Ефимова (Васильева) Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре»: Дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2005.
Золотова, Плотникова 2010 — Золотова Т. А., Плотникова Е. А. «Мир детства» и способы его воплощения в сборнике Л. Петрушевской «Настоящие сказки» // Традиционная культура. 2010. № 4 (40). С. 24–31.
Зуева 1985 — Зуева Т. В. Категория чудесного в современном повествовательном фольклоре детей // Проблемы интерпретации художественных произведений. М., 1985. С. 131–148.
Маркова 2011 — Маркова Т. Н. Эволюция жанров в прозе конца ХХ века // Современная русская литература конца XX — н ачала XXI века. М., 2011. С. 32–55.
Медриш 1986 — Медриш Д. Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема // Русская литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1983. С. 3 –16.
Мифологический словарь 1991 — Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1991.
Носкова 2015 — Носкова Е. А. Внимание к человеческим «атомам» (на материале сказок Евгения Бабушкина) // Мировая классика и молодежная культура. Йошкар-Ола, 2015. C. 50–56.
Плотникова, Золотова 2012 — Плотникова Е. А., Золотова Т. А. Поэтика повседневности и современные фольклорные формы в «Настоящих сказках» Л. С. Петрушевской // Вестник Марийского государственного университета. 2012. № 10. С. 50–52.
Сухино-Хоменко 2016 — Сухино-Хоменко Д. Я хочу знать, а не верить!»: разбираем фильм «Седьмая печать». URL: https://futurist. ru/articles/652. (дата обращения: 11.04.2018).
Черняк 2009 — Черняк М. А. Массовая литература XX века. М., 2009.
Юдаев 2012 — Юдаев А. Лауреат премии «Дебют» Евгений Бабушкин: «Жизнь моих героев мрачная, как у подавляющего большинства людей» (интервью с Е. Бабушкиным) // Аргументы и факты. 2012.13.12. URL: http://www.spb.aif.ru/culture/event/135897 (дата обращения: 11.04.2015).
Zolotova 2017 — Tatiana A. Zolotova, Natalia I. Efi mova, Ekaterina A. Plotnikova, Anna O. Troshkova. Fairy Tale Traditions in Amateur and Professional Young Writers’ Creativity // GEMA Online® Journal of Language Studies. Vol. 17. No. 4 (2017). Pp. 101–112