Тойук «День Великой Победы» в исполнении У. Г. Нохсорова

Альманах
Ключевые слова
тойук, Устин Нохсоров, кылысах, трехдольный распев
Автор
В.Г. Григорьева
Сведения об авторе
Виктория Георгиевна Григорьева
https://orcid.org/0000-0002-5736-3094
Кандидат искусствоведения, преподаватель специального фортепиано и музыкальнотеоретических дисциплин Амгинской детской школы искусств им. А. А. Черемных:
Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), 678600, Амгинский р-н, с. Амга, ул. Партизанская, д. 50;
тел.: + 7 (411) 424-14-54; e-mail: amgadshi@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.2.001
Аннотация

Одним из основных фольклорных жанров якутов (саха) является тойук — вокально-поэтическая импровизация в обрядовой, общественно значимой ситуации. Каждая локальная общность саха формирует определенный мелодический стиль тойука.

Статья посвящена исследованию музыкального стиля обрядовых песнопений в исполнении выдающегося этнофора, виртуозного импровизатора, представителя приленской локальной традиции У. Г. Нохсорова (1907–1951). Предметом рассмотрения стал тойук «День Великой Победы», исполненный Устином Гаврильевичем в 1945 г.

Автором выявлены индивидуальные особенности тойука У. Г. Нохсорова, которые заключаются в наличии своеобразной основы формообразования структуры песнопений — не менее трех разделов со вступлением и каденцией, зависящих от особенностей стихосложения, а также в многообразной тембровой орнаментации и распевности слогов.

Основное отличие виртуозного исполнительства У. Г. Нохсорова от других тойуксутов состоит в следующих типичных приемах: преобладание трехдольного распева слогонот (что значительно преображает мелодию обрядового песнопения —  эту характерную особенность напевов певец перенял от своего учителя Т. В. Захарова-Чээбия) с эпизодическим применением двудольной организации; использование особых тембровых приемов —  вибрато, тремоло, нисходящее глиссандо, —  значительно дополняющих ладоинтонационную ткань песнопений; мелодическая линия с широким распевом, состоящая из девяти слогонот, образует в каденции новый контур окончания тойука.

Актуальность статьи связана с необходимостью изучения локальных разновидностей тойука, что является важным для продолжения практики обрядового пения в Якутии. 

Список литературы

Источники и материалы

Алексеев, Николаева 1981 —  Алексеев Э. Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск: Кн. изд-во, 1981.

Жирков 1981 —  Жирков М. Н. Якутская народная музыка / Сост. Г. Г. Алексеева. Якутск: Кн. изд-во, 1981.

Кондратьев 1963  —  Кондратьев С. А. Якутская народная песня. М.: Сов. композитор, 1963.

Народный певец 2007 —  Норуот ырыаhыта Устин Нохсоороп = Народный певец Устин Нохсоров: Статьи. Воспоминания. Произведения. Документы: Биобиблиографический указатель / Сост. В. В. Капитонова, Л. У. Нохсорова, Т. М. Нохсорова; Отв. ред. С. Д. Мухоплева. Якутск: Ин-т гуманит. исследований АН РС(Я), 
 2007. С. 53–61.

Николаева 1993 —  Николаева Н. Н. Эпос олонхо и якутская опера. Якутск: Полиграфист, 1993.

Решетникова 1993 —  Решетникова А. П. Музыка якутских олонхо // Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ». Новосибирск: Наука, 1993. С. 26–69. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Скрыбыкина 2012 —  Скрыбыкина Ч. К. Гармония в музыке современных якутских композиторов. Якутск: Изд. дом Северо-Восточного федерального ун-та, 2012.

 

Исследования

Алексеев 1976 —  Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). М.: Музыка, 1976.

Алексеева 1994 —  Алексеева Г. Г. От фольк- лора до профессиональной музыки. Якутск: НКИ «Бичик» РС(Я), 1994.

Григорьева 2012 —  Григорьева В. Г. Народный сказитель Устин Нохсоров. Якутск: СМИК-Мастер, 2012.

Добжанская 2008 —  Добжанская О. Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск: АПЕКС, 2008.

Ларионова 2000 —  Ларионова А. С. Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов. Новосибирск: Наука, 2000.

Ларионова 2004  —  Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. Новосибирск: Наука, 2004.

Никифорова 1994 —  Никифорова В. С. Локальные традиции в музыке олонхо: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 1994.

Шейкин 2003 —  Шейкин Ю. И. Обрядовое интонирование саха: алгыс и осуохай // Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск: Наука, 2003. C. 58–114. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). 

Для цитирования

Григорьева В. Г. Тойук «День Великой Победы» в исполнении У. Г. Нохсорова // Традиционная культура. 2020. Т. 2. № 2. С. 11–19.