https://orcid.org/0000-0001-6760-0922
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН:
Российская Федерация, 121069, г. Москва, Повар-ская ул., д. 25а;
тел.: + 7 (495) 690-50-30; e-mail: sorokinasp@mail.ru
Статья посвящена обряду Маланка, бытующему в селе Липник Окницкого района Молдовы, где он и сегодня остается живой и активно развивающейся ча-стью праздничной жизни местного сообщества. Цель статьи — показать, как в уни-кальной форме данной локальной традиции воплотились общие черты, характерные для культуры ряженья и для театра, прежде всего фольклорного. Основное внимание автора сосредоточено на театрально-игровой стороне явления: маскировании, игровом и речевом поведении участников обряда, а также его звуковом оформлении. В то же время в статье показывается, что Маланка села Липник представляет собой свое-образный образец сращения обрядовой семантики и экспрессивной театральности. Автором выявляются и анализируются приемы и способы создания зрелищно-звуковой партитуры обрядового действа, главными из которых являются контраст и соотносимый с ним оксюморон, использующийся, помимо прочего, и для реализации задачи преодоления страшного и превращения его в смешное. Рассматриваются также такие средства выразительности, как нагромождение, нарушение привычных норм и связей, травестия, игра с гендерными ролями. Наибольшее внимание в статье уделяется описанию принципов перевоплощения, так как именно маскирование является стержнем театрально-игрового компонента данного обряда, остальные элементы с ним тесно связаны, вырастают из него.
Источники и материалы
Веселовский 1863 — Веселовский А. Н. От-чет о 22-м присуждении наград им. гр. Уваро-ва // Записки Императорской Академии наук. 1863. Т. 4. С. 167–230.
Яцимирский 1914 — Яцимирский Б. М.«Маланка» как вид святочного обрядового ряженья // Этнографическое обозрение. 1914. No 1–2. С. 46–77.
Исследования
Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. На-родный театр чехов и словаков // Богаты-рев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 11–166.
Бостан 1971 — Бостан Г. К. Украинско-молдавские фольклорные связи на Буковине (обрядовая поэзия): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киев, 1971.
Бостан 1985 — Бостан Г. К. Типологическое соотношение и взаимосвязи молдавского, русского и украинского фольклора. Кишинев, 1985.
Брагина 2007 — Брагина Н. Г. Комическое и безобразное. Области концептуального согласования // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. М., 2007. С. 614–626.
Иванов 2006 — Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 27–41.
Ивлева 1994 — Ивлева Л. Ряженье в рус-ской традиционной культуре. СПб., 1994.
Курочкiн 1995 — Курочкiн О. «Коза» i «Ма-ланка» (з iсторii народних масок). Опiшне, 1995.
Пави 1991 — Пави П. Словарь театра. М., 1991.
Риман 2007 — Риман Ф. Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии. М., 2007.
Слышкин 2007 — Слышкин Г. Г. Лингвокуль-турный концепт «страшное» в смеховой карти-не мира // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. М., 2007. С. 454–464.
Софронова 2006 — Софронова Л. А. Маска как прием затрудненной идентификации // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 343–359.
Спатару 1984 — Спатару Г. Ын лумя театрулуй популар. Кишинэу, 1984
.Харчишин 2014 — Харчишин О. Маланковi пiснi украiнцiв пiвночi молдови: поетичний аспект (переосмислення мотивiв) // Народознавчi зошити. 2014. No 3. С. 520–527.
Сорокина С. П. Театрально-игровой язык липницкой Маланки // Традиционная культура. 2019. Т. 20. No 3. С. 82–92.