https://orcid.org 0000-0003-3672-1566
Кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, д. 6;
тел.: +7 (3012) 43-35-51; e-mail: bch58@yandex.ru
Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Этнокультурная идентичность в архитектонике фольклорных и литературных текстов народов Байкальского региона», № 121031000259-6).
Для определения степени взаимодействия эпоса и сказки в рамках одной родственной хори-бурятской традиции рассмотрены волшебные сказки героического содержания, записанные у бурят Внутренней Монголии Китая, являющихся представителями этнической группы хори-бурят, в сравнении с улигерами и богатырскими сказками забайкальских бурят. В сравнительном аспекте анализируются сюжетно-мотивные элементы, функции главного персонажа и изобразительные средства с целью выявления сходств и различий между ними. В результате сделан вывод, что ряд основных составляющих структурных элементов богатырской сказки: сюжетная линия, развивающаяся вокруг описания героических действий героя, отдельные сюжетообразующие мотивы и наличие традиционных формульных выражений с подробным описанием важнейших атрибутов богатырского героя — роднит шэнэхэнские сказки с хоринскими эпическими произведениями. Отмеченные несущественные различия сводятся к своеобразной реализации элементов сюжета и некоторых мотивов. Они продиктованы редукцией больших эпических полотен в сторону сужения и сокращения; возможно, и разными исполнительскими возможностями носителей традиции. Выдвинуто предположение, что бытовавшая раньше у хори-бурят устная традиция исполнения улигеров с истечением длительного времени стала трансформироваться в традицию повествования отдельных фрагментов/эпизодов о богатырских деяниях героев в укороченном виде. Подтверждением этому служат тексты, записанные в Шэнэхэне, являющиеся модифицированными изложениями улигеров о походах и борьбе с противниками главного персонажа в форме богатырских сказок.
Источники и материалы
Агын үльгэрнүүд 1961 — Агын үльгэрнүүд (Агинские улигеры) / Сост. П. Балданжапов. Улаан-Үдэ: Буряадай номой хэблэл, 1961.
Астахова 1938 — Былины Севера. Т. 1: Мезень. Печора. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938.
Астахова 1948 — Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Фин. ССР, 1948.
Астахова 1951 — Былины Севера. Т. 2: Прионежье, Пинега, Поморье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
Байгал 1962 — Байгал (журнал). 1962. № 4. С. 114–154.
Бурят арадай 1960 — Бурят арадай аман зохёолой түүбэри. Улан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1960.
Монголдохи буряадуудай үльгэрнүүд 1992 — Монголдохи буряадуудай үльгэрнүүд. Бүридхэгшэ Ц.-А. Дугар-Нимаев (Улигеры бурят Монголии) / Сост. Ц.-А. Дугар-Нимаев. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992.
Мэньелтэ Мэргэн 1984 — Мэньелтэ Мэргэн (үльгэр) (Мэньелтэ Мэргэн (улигер)). УлаанҮдэ: Буряадай номой хэблэл, 1984.
Пропп 1958 — Пропп В. Я. Русский героический эпос. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958.
Руднев 1913 — Руднев А. Д. Хори-бурятский говор (опыт исследования, тексты и перевод). Вып. 2. Тексты. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума (отд-ние), 1913.
Улигеры хори-бурят 1988 — Улигеры хорибурят / Отв. ред. Ц.-А. Дугар-Нимаев; Вступ. ст., подг. текстов, пер. и прим. М. Н. Намжиловой. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988.
Фольклор бурят Внутренней Монголии КНР 2020 — Цыбикова Б.-Х. Б. Фольклор бурят Внутренней Монголии КНР. Сказки. Иркутск: Оттиск, 2020.
Фольклор шэнэхэнских бурят 2016 — Цыбикова Б.-Х. Б. Фольклор шэнэхэнских бурят. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016.
Хоринские улигеры 1997 — Намжилова М. Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.
Хулдай Мэргэн 1958 — Хулдай Мэргэн. Үльгэр (Улигер). Даша Чернинов Гунга Чимитов хоёр найруулан бэшэбэ (Обработка Даши Чернинова и Гунги Чимитова). Улан-Удэ: Типогр. Мин-ва культуры БурАССР, 1958.
Исследования
Агафонова 2018 — Агафонова Е. В. Былина о русском богатыре Илье Муромце и сказки русских арктических старожилов: мотивные связи, герои, язык // Вопросы русской литературы. 2018. № 4 (46/103). С. 77–92.
Алексеева 2019 — Алексеева С. С. Сказочные мотивы в изображении эпического героя (на материале калмыцких историко-героических преданий о Мазан-батаре) // Монголоведение (Монгол судлал). 2019. Т. 11. № 4. С. 998–1010.
Алиев 2019 — Алиев О. С. Проблемы межжанровой связи сказки и эпоса (на материале азербайджанской литературы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 11. С. 103–108.
Баранникова 1978 — Баранникова Е. В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск: Наука, 1978.
Бардаханова 1993 — Бардаханова С. С. Бурятские волшебные сказки / Сост. Е. В. Баранникова, С. С. Бардаханова, В. Ш. Гунгаров. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993.
Бурыкин 2018а — Бурыкин А. А. К сравнительному анализу формул и мотивов калмыцкой богатырской сказки // Монголоведение (Монгол судлал). 2018. Т. 10. № 3. С. 156–167.
Бурыкин 2018б — Бурыкин А. А. Критерии характеристики жанра богатырской сказки и основные отличия богатырских сказок от образцов эпоса // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2018. Т. 11. № 4 (38). С. 135–155.
Джапуа 2016 — Джапуа З. Д. Нартский эпос и волшебно-героическая сказка // Нартоведение в 21 веке: проблемы, поиски, решения: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Магас: ИнгНИИ им. Чаха Ахриева, 2016. С. 40–54.
Манджиева 2016 — Манджиева Б. Б. Мотив «триединство богатыря» в калмыцкой богатырской сказке и героическом эпосе «Джангар» // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 177–179.
Насиб 2021 — Насиб Т. Типологические особенности повествований сказки и эпоса // Язык, oбщество, личность и творчество Низами Гянджеви: Междунар. науч. конф. Сумгаит: [б. и.], 2021. С. 101–103.
Неклюдов 2019 — Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М.: Индрик, 2019.
Носов 2011 — Носов Д. А. Структура повествования монгольской народной сказки: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2011.
Салмин 2021 — Салмин А. К. Жанровые особенности богатырских сказок: теоретические изыскания // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. С. 285–297.
Селеева 2016 — Селеева Ц. Б. Об архаических рудиментах богатырской сказки в эпосе «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер. Эпосоведение. 2016. № 2 (2). С. 74–79.
Селеева 2017 — Селеева Ц. Б. Богатырские сказания о Джангаре и Гесере в калмыцкой сказочно-эпической традиции: к проблеме переходности фольклорного текста // Монголоведение (Монгол судлал). 2017. Т. 9. № 2. С. 120–131.
Хусаинова 2010 — Хусаинова Г. Р. Башкирская народная сказка и эпос: к проблеме взаимодействия жанров // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3–1. С. 1078–1079.
Хусаинова 2011 — Хусаинова Г. Р. Башкирская народная сказка и эпос: общие места // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17 (232). С. 167–171.
Цыбикова Б.-Х. Б. Структурные особенности богатырской сказки бурят Китая в сравнении с эпическими произведениями хори-бурят // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 4. С. 43–55.