Старцев Угол: на границе регионов, на пересечении легендарных сюжетов

Альманах
Ключевые слова
природные святыни, сакральный комплекс, провал монастыря, святой источник, святой камень
Автор
Ю.М. Шеваренкова
Сведения об авторе
Юлия Михайловна Шеваренкова
https://orcid.org/0009-0000-7491-7143
Кандидат филологически наук, доцент, доцент кафедры русской литературы Института филологии и журналистики Нижегородского национально-исследовательского государственного университета им. Н. И. Лобачевского:
Российская Федерация, 603090, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 37;
тел.: +7 (831) 462-31-06; e-mail: shevarenkova@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2024.25.2.007
Аннотация

Базой исследования служат материалы фольклорных экспедиций ННГУ им. Н.И. Лобачевского в Сеченовский район Нижегородской области и Большеигнатовский район Республики Мордовия. Объект исследования  — почитаемый у русских и мордвы природный комплекс Старцев Угол, расположенный на нижегородской стороне, у границы с Мордовией. Легендарная основа комплекса — образ утраченного монастыря, материальными заместителями которого выступает триада: холм  + родники + камни. Цель исследования  — определить пространственную и семантическую структуру комплекса, статус и роль его природных единиц, закрепившиеся за ними ритуальные практики, обозначить сюжетный фонд местных легенд. Первичным пластом местных нарративов являются предания об Иване Грозном как основателе монастыря и Емельяне Пугачеве как его разрушителе. Образ бывшего монастыря стал основой нарративов о его провале/сожжении/погребении. Версия о провале базируется на представлении о сокрытии монастыря под землей и его подземной жизни, включает традиционные мотивы «вестей» из-под земли, соотносится с идеей будущего «выхода» церкви из-под земли. Версия уничтожения монахов позволяет рассматривать Старцев Угол как могилу. Пространственную структуру урочища образуют холм, пять источников и группа камней. Посещение урочища носит медицинский и поминальный характер. Расположение урочища на месте исконных мордовских земель позволяет предполагать наличие здесь утраченного археологического объекта — мордовского поминального кургана.

Список литературы

Источники и материалы

Мельников 1871  — Мельников П.И. Мары или курганы в губерниях Нижегородской, Симбирской и Казанской // Труды I археологического съезда в Москве, 1869. Вып. 1 / Под ред. гр. А.С. Уварова. М.: Синодальная тип. на Никольской улице, 1871. С. 159–162.

Сутырин 1916  — Сутырин Н. По родной земле: (Предания и легенды глухих уездов) // Русская старина. 1916. Вып. 4. С. 75–81.

 

Исследования

Виноградов  2019  — Виноградов В.В. Северорусские почитаемые места: топика святынь: Избранные статьи, диссертация. СПб.: Пропповский центр, 2019.

Виноградов, Громов 2006 — Виноградов В.В., Громов Д.Н. Представление о камнях-валунах в традиционных представлениях русских // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 125–143.

Доронин 2010  — Доронин Д.Ю. Вода святая, вода мертвая («Мертвые источники» в традиционной культуре южных районов Нижегородской области) // Нижегородский музей. 2010. № 3. С. 18–22.

Зеленин 1995 — Зеленин Д.К. Умершие неестественной смертью в поверьях русского народа // Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии. М.: Индрик, 1995.

Иванова и др. 2009  — Иванова А.А., Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии). М.: ОГИ, 2009.

Криничная 1987 — Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. М.: Наука, 1987.

Криничная 2004 — Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004.

Липатова 2019  — Липатова А.А. Вариативность легенды. М.: РГГУ, 2019.

Панченко 1995  — Панченко А.А. «Провалившаяся церковь». Археология и фольклор // Новгород и Новгородская земля. История и археология: Матер. науч. конф. по археологии Великого Новгорода. Новгород: Новгор. гос. объед. музей-заповедник, 1995. Вып. 9. С. 263–272.

Панченко 1998  — Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998.

Шеваренкова 2021  — Шеваренкова Ю.М. История монастыря в Красных Марах: цикл устных рассказов и литературно-исторические источники // Славянская традиционная культура и современный мир. Слово. Время. Человек: Сб. науч. трудов. Вып. 19. Пермь; СПб.: Маматов, 2021. С. 198–224.

Шеваренкова 2021а  — Шеваренкова Ю.М. Православная история Дивеевского края в преданиях и легендах XX–XXI вв. (Фольклор Дивеевского района Нижегородской области. Ч. 3). Н. Новгород: Пед. технологии, 2021.

Штырков 2012 — Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012.

Юрчук, Казаков 2017 — Юрчук Л.А., Казаков И.В. Псковские фольклорные легенды о «провалищах» // Вестник Северного (Арктического) университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 137–145.

Для цитирования

Шеваренкова Ю.М. Старцев Угол: на границе регионов, на пересечении легендарных сюжетов // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 2. С. 81–92.