https://orcid.org/0000-0003-3500-1604
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН:
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13а;
тел.: +7 (342) 212-60-08; e-mail: irusinova@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (научный проект 19–18– 00117 «Традиционная культура русских в зонах активных межэтнических контактов Урала и Поволжья»).
Статья, материалом которой послужили мифологические тексты Пермского края, посвящена описанию действий, совершаемых родственниками или односельчанами умирающего колдуна, реже — самим колдуном, чтобы облегчить и ускорить его смерть. Эти действия направлены на избавление от «знания», которое колдун не смог или не успел передать другим людям. Такое «знание», так же как и подвластные колдуну злые духи, считается опасным и греховным. Чтобы он быстрее умер, его могут обмыть, как покойника; осуществить его символическую рубку; забрать мучающих его бесов. Некоторые действия может произвести сам колдун: «выпустить» слова заговоров в дымоход печи, наговорить эти «слова» на воду и вылить в печь, пересечь ту или иную границу дома (матицу, порог) и т. п. Большинство действий связано с конструктивными элементами дома. Чтобы колдун не мучился и быстрее умер, его родственники делают отверстие в верхней границе дома. Пол как нижний рубеж гораздо реже используется для размыкания границ. Меньше, чем границы, участвуют в облегчении тяжелой смерти колдуна такие части дома, как окно, дверь. В традиционной культуре Пермского края выполнение вышеуказанных действий направлено на защиту членов семьи колдуна от опасности, которую представляют бесы, пребывающие в нем, и колдовские знания, способные перейти к кому-либо из близких.
Источники и материалы
БАС — Большой академический словарь русского языка. Т. 3: Во — Вящий. М.; СПб.: Наука, 2005.
Бахматов и др. 2008 — Бахматов А. А., Голева Т. Г., Подюков И. А., Черных А. В. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор: Матер. и исследования. Пермь: ОТиДО, 2008.
ДА ПГНИУ — Диалектологический архив при кафедре теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета.
Жданова и др. 2002 — Жданова Н. В., Подю- ков И. А., Хоробрых С. В. Вишерская старина: Сб. фольк.-этногр. матер. по обрядовой традиции Красновишерского р-на. Пермь: ПРИПИТ, 2002.
Подюков 2003 — Деревня Монастырь на Каме-реке: Сб. фольк.-этногр. матер. по Гайнскому р-ну / Сост. И. А. Подюков. Пермь: ПОИПКРО, 2003.
Подюков и др. 2004 — Подюков И. А., Белявин А. М., Крыласова Н. Б., Хоробых С. В., Антипов Д. А. Усольские древности: Сб. тр. и матер. по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX–XX вв. Усолье; Соликамск; Березники: Перм. кн. изд-во, 2004.
Подюков и др. 2006 — Подюков И. А., Черных А. В., Хоробрых С. В. Земля Соликамская. Традиционная культура, обрядность и фольк- лор русских Соликамского района. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006.
Подюков и др. 2007 — Подюков И. А., Поздеева С. М., Хоробрых С. В., Черных А. В. В каждой деревне чё-то да разно: Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век). Пермь: Тип. купца Тарасова, 2007.
Подюков и др. 2008 — Подюков И. А., Поз- деева С. М., Хоробрых С. В., Черных А. В. Песни и сказы долины камней. Обрядность и фольклор Кишертского района: Матер. и исследования. Березники: Тип. купца Тарасова, 2008.
СРГЮП — Словарь русских говоров Южного Прикамья. Вып. 3: (Ра — Ять) / И. А. Подюков (науч. ред.), С. М. Поздеева, Е. Н. Свалова, С. В. Хоробрых, А. В. Черных. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2012.
ФА ПГНИУ — Фольклорный архив при кафедре русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета.
Черных 2004 — Черных А. В. Куединские былички: Мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX–XX вв. Пермь: ПОНИЦАА, 2004.
Шумов 1991 — Былички и бывальщины: Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост. К. Шумов; Худ. С. Ковалев. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1991.
Исследования
Андрюнина 2012 — Андрюнина М. А. Труба печная // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 325–329.
Байбурин 1983 — Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983.
Валенцова 2004 — Валенцова М. М. Крыша // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 15–18.
Виноградова, Левкиевская 2004 — Виноградова Л. Н., Левкиевская Е. Е. Окно // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 534–539.
Гранова 2014 — Гранова М. А. Модели вербализации мотива облегчения смерти колдуна (на материале мифологических рассказов Пермского края, Архангельской области и Восточной Сибири) // Слово в традиционной и современной культуре: Тез. V межвуз. конф. молодых ученых. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. C. 14–16.
Гура 2012 — Гура А. В. Собака // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 93–95.
Левкиевская 1999 — Левкиевская Е. Е. Колдун // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать — брать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 528–534. Л
евкиевская 2004 — Левкиевская Е. Е. Переворачивание предметов // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т.
Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 679–681.
Плотникова, Усачева 1999 — Плотникова А. А., Усачева В. В. Дом // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать — брать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 166–120.
Русинова 2010 — Русинова И. И. Еще раз об облике бесовском. Статья 1 (на материале мифологических рассказов Пермского края) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 3 (9). С. 18–25.
Толстая 2012 — Толстая С. М. Смерть // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 58–71.
Усачева 2009 — Усачева В. В. Рубить // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2009. С. 490–494.
Христофорова 2010 — Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ: РГГУ, 2010.
Христофорова 2013 — Христофорова О. Б. Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции. М.: РГГУ, 2013.
Христофорова 2016 — Христофорова О. Б. Одержимость в русской деревне. М.: Неолит, 2016.
Черных, Русинова, Шкураток 2016 — Черных А. В., Русинова И. И., Шкураток Ю. А. «Вещица» в мифологических рассказах русских Среднего Прикамья // Традиционная культура. 2016. № 2. С. 62–79.
Четина, Роготнев 2010 — Четина Е. М., Роготнев И. Ю. Символические реальности Пармы: Очерки традиционной культуры Пермского края. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010.
Русинова И. И. Способы облегчения смерти колдуна (на материале русских мифологических рассказов Пермского края) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 136–148.