Способы облегчения смерти колдуна (на материале русских мифологических рассказов Пермского края)

Альманах
Ключевые слова
мифологические рассказы, Пермский край, колдун, знахарь, трудная смерть колдуна, символическое значение элементов дома
Автор
И.И. Русинова
Сведения об авторе
Ирина Ивановна Русинова
https://orcid.org/0000-0003-3500-1604
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН:
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13а;
тел.: +7 (342) 212-60-08; e-mail: irusinova@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2020.21.1.010
Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (научный проект 19–18– 00117 «Традиционная культура русских в зонах активных межэтнических контактов Урала и Поволжья»).

Аннотация

Статья, материалом которой послужили мифологические тексты Пермского края, посвящена описанию действий, совершаемых родственниками или односельчанами умирающего колдуна, реже  —  самим колдуном, чтобы облегчить и ускорить его смерть. Эти действия направлены на избавление от «знания», которое колдун не смог или не успел передать другим людям. Такое «знание», так же как и подвластные колдуну злые духи, считается опасным и греховным. Чтобы он быстрее умер, его могут обмыть, как покойника; осуществить его символическую рубку; забрать мучающих его бесов. Некоторые действия может произвести сам колдун: «выпустить» слова заговоров в дымоход печи, наговорить эти «слова» на воду и вылить в печь, пересечь ту или иную границу дома (матицу, порог) и т. п. Большинство действий связано с конструктивными элементами дома. Чтобы колдун не мучился и быстрее умер, его родственники делают отверстие в верхней границе дома. Пол как нижний рубеж гораздо реже используется для размыкания границ. Меньше, чем границы, участвуют в облегчении тяжелой смерти колдуна такие части дома, как окно, дверь. В традиционной культуре Пермского края выполнение вышеуказанных действий направлено на защиту членов семьи колдуна от опасности, которую представляют бесы, пребывающие в нем, и колдовские знания, способные перейти к кому-либо из близких. 

Список литературы

Источники и материалы

БАС  —  Большой академический словарь русского языка. Т. 3: Во —  Вящий. М.; СПб.: Наука, 2005.

Бахматов и  др. 2008  —  Бахматов А. А., Голева Т. Г., Подюков И. А., Черных А. В. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор: Матер. и исследования. Пермь: ОТиДО, 2008.

ДА ПГНИУ —  Диалектологический архив при кафедре теоретического и  прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета.

Жданова и др. 2002 —  Жданова Н. В., Подю- ков И. А., Хоробрых С. В. Вишерская старина: Сб. фольк.-этногр. матер. по обрядовой традиции Красновишерского р-на. Пермь: ПРИПИТ, 2002.

Подюков 2003 —  Деревня Монастырь на Каме-реке: Сб. фольк.-этногр. матер. по Гайнскому р-ну / Сост. И. А. Подюков. Пермь: ПОИПКРО, 2003.

Подюков и др. 2004 —  Подюков И. А., Белявин А. М., Крыласова Н. Б., Хоробых С. В., Антипов Д. А. Усольские древности: Сб. тр. и матер. по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX–XX вв. Усолье; Соликамск; Березники: Перм. кн. изд-во, 2004.

Подюков и др. 2006 —  Подюков И. А., Черных А. В., Хоробрых С. В. Земля Соликамская. Традиционная культура, обрядность и фольк- лор русских Соликамского района. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006.

Подюков и др. 2007 —  Подюков И. А., Поздеева С. М., Хоробрых С. В., Черных А. В. В каждой деревне чё-то да разно: Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век). Пермь: Тип. купца Тарасова, 2007.

Подюков и др. 2008 —  Подюков И. А., Поз- деева С. М., Хоробрых С. В., Черных А. В. Песни и  сказы долины камней. Обрядность и  фольклор Кишертского района: Матер. и исследования. Березники: Тип. купца Тарасова, 2008.

СРГЮП —  Словарь русских говоров Южного Прикамья. Вып. 3: (Ра —  Ять) / И. А. Подюков (науч. ред.), С. М. Поздеева, Е. Н. Свалова, С. В. Хоробрых, А. В. Черных. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2012.

ФА ПГНИУ  —  Фольклорный архив при кафедре русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета.

Черных 2004 —  Черных А. В. Куединские былички: Мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX–XX вв. Пермь: ПОНИЦАА, 2004.

Шумов 1991 —  Былички и бывальщины: Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост. К. Шумов; Худ. С. Ковалев. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1991.

 

Исследования

Андрюнина 2012 —  Андрюнина М. А. Труба печная // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) —  Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 325–329.

Байбурин 1983 —  Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983.

Валенцова 2004 —  Валенцова М. М. Крыша //  Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) —  П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 15–18.

Виноградова, Левкиевская 2004  —  Виноградова Л. Н., Левкиевская Е. Е. Окно // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) —  П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 534–539.

Гранова 2014 —  Гранова М. А. Модели вербализации мотива облегчения смерти колдуна (на материале мифологических рассказов Пермского края, Архангельской области и Восточной Сибири) // Слово в традиционной и современной культуре: Тез. V межвуз. конф. молодых ученых. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. C. 14–16.

Гура 2012 —  Гура А. В. Собака // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) —  Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 93–95.

Левкиевская 1999 —  Левкиевская Е. Е. Колдун // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать —  брать) —  К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 528–534. Л

евкиевская 2004 —  Левкиевская Е. Е. Переворачивание предметов // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. 
 Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. С. 679–681.

Плотникова, Усачева 1999  —  Плотникова А. А., Усачева В. В. Дом // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать —  брать) —  К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 166–120.

Русинова 2010  —  Русинова И. И. Еще раз об облике бесовском. Статья 1 (на материале мифологических рассказов Пермского края) //  Вестник Пермского университета. Российская и  зарубежная филология. 2010. Вып. 3 (9). С. 18–25.

Толстая 2012  —  Толстая С. М. Смерть //  Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) —  Я (Ящерица) /  Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. С. 58–71.

Усачева 2009 —  Усачева В. В. Рубить // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 4: П (Переправа через воду) —  С (Сито) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2009. С. 490–494.

Христофорова 2010  —  Христофорова О. Б.  Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ: РГГУ, 2010.

Христофорова 2013 —  Христофорова О. Б.  Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции. М.: РГГУ, 2013.

Христофорова 2016 —  Христофорова О. Б.  Одержимость в русской деревне. М.: Неолит, 2016.

Черных, Русинова, Шкураток 2016 —  Черных А. В., Русинова И. И., Шкураток Ю. А. «Вещица» в мифологических рассказах русских Среднего Прикамья // Традиционная культура. 2016. № 2. С. 62–79.

Четина, Роготнев 2010  —  Четина Е. М., Роготнев И. Ю. Символические реальности Пармы: Очерки традиционной культуры Пермского края. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010.

Для цитирования

Русинова И. И. Способы облегчения смерти колдуна (на материале русских мифологических рассказов Пермского края) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 136–148.