690-50-30; e-mail: v.klyaus@mail.ru
Острогская А.А. — магистр, преподаватель Института Конфуция Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1; тел.: +7 (495) 939-10-00; e-mail: anna.ostrogskaya@gmail.com
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-04-00493 «Русский фольклор на китайском языке в Северной Маньчжурии: исследование и тексты».
В статье анализируются мифологические рассказы о сожительстве человека и медведя, зафиксированные от китайских русских городского округа Эргуна Автономного района Внутренняя Монголия КНР. Особое внимание уделяется тексту, записанному авторами статьи по-русски и по-китайски, в котором повествуется о сожительстве медведицы и мужчины, бытовавшему на китайском языке среди этнических китайцев. В статье предпринимается сопоставительный анализ русского и китайского вариантов одной и той же «истории» (авторы имеют дело с полноценными вариантами, а не переводом текста с одного языка на другой). Нарратив анализируется в контексте мифологических представлений и устной прозы о брачном союзе человека и медведя, бытующих у русских Забайкалья. Приводятся аргументы в пользу того, что данный сюжет китайцы Трехречья заимствовали от русских. Выдвигается предположение о причине гендерной замены героев, которая произошла при бытовании сюжета в китайской среде. То, что попавшему к зверю человеку были приписаны мужские хозяйственные занятия, указывает на длительное бытование сюжета среди китайцев, когда он был осмыслен и дополнен китайскими исполнителями. От русских рассказ мог быть услышан не в Трехречье, а в Восточном Забайкалье, где китайцы ра- ботали на золотых приисках с начала XX столетия.
Афанасьева-Медведева 2011 — Афанасьева-Медведева Г.В. Медвежий культ и отражение его в устной народной прозе русских старожилов Восточной Сибири: семантика, сюжетно-мотивный фонд нарративов, номинации: Дис. … док. филол. наук. Иркутск, 2011.
Кляус 2015 — Кляус В.Л. «Русское Трехречье» Маньчжурии: Очерки фольклора и традиционной культуры. М., 2015.
Кляус, Острогская 2014 — Кляус В.Л., Острогская А.А. Русский фольклор на китайском языке: опыт полевого исследования в Трехречье // Традиционная культура. 2014. №4. С. 41–50.
Кляус, Острогская, Шипунова 2017 — Кляус В.Л., Острогская А.А., Шипунова Л.Г. Фольклорные тексты на китайском языке: проблемы эдиции // Народная культура Сибири: Матер. XXV науч.-практич. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2017. В печати.
Крейнович 1969 — Крейнович Е.А. Медвежий праздник у кетов // Кетский сборник: Мифология, этнография, тексты. М., 1969. С. 6–112.
Попова, Виноградов 1936 — Попова А.Н., Виноградов Г.С. Медведь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Советская этнография. 1936. №3. С. 78–83.
Словарь — Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири. Т. 7. Иркутск, 2011; Т. 16. Иркутск, 2014. Штернберг 1933 — Штернберг Л.Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.
Янков, Тарасов 2012 — Янков А.Г., Тарасов А.П. Русские Трехречья: история и идентичность. Чита, 2012.