СИМВОЛИКА ДЕРЕВА В СНОВИДЕНИЯХ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
мифологический образ дерева, фольклор восточных славян, народный сонник, пространство сновидения, яблоня и яблоко
Автор
А.А. Лазарева
Сведения об авторе
АННА АНДРЕЕВНА ЛАЗАРЕВА
Аспирант Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета: Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6;
тел.: +7 (915) 066-19-56; email: anna-kadabra@mail.ru
Аннотация

На основе полевых материалов, собранных автором в Полтавской области, в статье рассматривается символика дерева в нарративах о вещих сновидениях. Интерпретация сна о дереве не всегда объяснима с помощью правил, содержащихся в народном соннике. В работе выделены три ключевых метафоры, определяющие осмысление этого образа при толковании сюжета сна: дерево — символ человека (тела человека); дерево — «родовое древо», плоды/ветки — члены семьи; цветущее дерево (сад) — символ любви. Первый вариант актуализируется, если увиденное во сне дерево было повреждено, что чаще всего предсказывает чью-то гибель либо получение травмы самим сновидцем. Второй — если сновидец замечает неравномерность в цветении, плодоношении или засыхании дерева, что может пониматься как предсказание смерти (рождения или выздоровления) членов семьи. Третий вариант связан с образом плодовых деревьев или сада, приснившихся цветущими. В большинстве рассмотренных нарративов речь идет о конкретных деревьях, увиденных во сне в определенном состоянии (срубленными, цветущими, плодоносящими), или же о существующем в реальности месте, на котором сновидец обнаруживает новое дерево. Другими словами, чаще всего образ дерева осмыслялся как часть территории, принадлежащей определенным людям. 

Список литературы

Автамонов 1902 — Автамонов Я.А. Символика растений в великорусских песнях // Журнал Министерства народного просвещения. 1902. № 11. Ноябрь. С. 46–101; № 12. Декабрь. С. 234–288.

Агапкина 1999  — Агапкина  Т.А.  Дерево  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 60–67.

Агапкина 1999а  — Агапкина  Т.А.  Дерево плодовое // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 70–73.

Агапкина 2012  — Агапкина  Т.А.  Деревья в  традиционной культуре славян: проблема системного описания // Этнографическое обозрение. 2012. №6. C. 29–43.

Агапкина 2014  — Агапкина  Т.А.  Концепт цветения в  традиционной культуре славян  // Славяноведение. 2014. №6. C. 35–46.

Белова 2012  — Белова  О.В.  Яблоко  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2012. С. 608– 611.

Виноградова 2016 — Виноградова Л.Н. Тексты народной культуры, наделенные интерпретирующей функцией (мотивировки ритуального поведения, толкования гаданий и  снов, мифологическая трактовка знаковых событий) // Славянский альманах. 2016. №1–2. С. 307–321.

Гура 2002  — Гура  А.В.  Снотолковательная традиция полесского села Речица // Сны и видения в  народной культуре  / Сост.О.  Б. Христофорова. М., 2002. С. 73–94.

Гура 2012 — Гура А.В. Сонник // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2012. С. 122–125.

Гура 2012а — Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной традиции. М., 2012.

Гура 2016  — Гура  А.В.  Символика тела в  сновидениях  // Славянский альманах. 2016. №1–2. С. 339–355.

Дерунов 1898  — Дерунов С.  Материалы для  народного снотолкователя. III. (Ярославской губернии) // Этнографическое обозрение. 1898. №1. С. 149–151.

Денисова 2012  — Денисова  И.М. «Ступай к  этому дереву лазоревому, влезь на  него…» (к  вопросу об  образе дерева в  русских сказках) // Этнографическое обозрение. 2012. №6. С. 43–59.

Добровольская 2003  — Добровольская  B.E. Дерево в русской волшебной сказке // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 12: Художественная обработка дерева, 2003. С. 8–15.

Живица 2004  — Живица  Е.Ю.  Устная народная снотолковательная традиция (на материале рассказов о  снах): Дис. … канд. филол. наук. М., 2004.

Колосова 2009  — Колосова  В.Б.  Лексика и  символика славянской народной ботаники. Этнолингвистический аспект. М., 2009.

Костомаров 1843  — Костомаров  Н.И. Об историческом значении русской народной поэзии. Харьков, 1843.

Копержинський 1929  — Копержинський  К. Календар народньої обрядовости новорічного циклу // Первісне громадянство та його пережитки на Україні. Вип. 3. 1929. С. 14–98.

Криничная 2010  — Криничная  Н.А.  Дерево-человек: к  проблеме синкретизма и  дифференциации фитоантропоморфного образа (по  материалам нарративного фольклора Карелии) // Труды Карельского научного центра РАН. 2010. №4. С. 77–85.

Лазарева 2016  — Лазарева  А.А.  Эмоции как  объект толкования в  славянских народных рассказах о  вещих снах  // Петербургские славянские и балканские исследования (Studia Slavica et Balcanica Petropolitana). 2016. №2. С. 30–46.

Лазарева 2016а — Лазарева А.А. Выпавший зуб, упавший потолок и  другие онирические сюжеты в рамках традиционных моделей толкования сновидений // Этнографическое обозрение. 2016. №1. С. 89–103.

Лазарева 2016б  — Лазарева  А.А.  Белый конь и  черный мустанг: образ лошади в  рассказах о вещих снах // Традиционная культура. 2016. №4 (64). С. 159–171. Левкиевская 2004 —

Левкиевская Е.Е. Мор // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2004. С. 296– 299.

Лурье, Черешня 2000 — Лурье М.Л., Черешня А.В. Крестьянские рассказы о сбывающихся снах // Традиция в фольклоре и литературе: статьи, публикации, методические разработки преподавателей и  учеников Академической гимназии СПбГУ / Ред.-сост. М.Л. Лурье. СПб., 2000. С. 275–310.

Ляцкий 1898  — Ляцкий  Е.  Материалы для  народного снотолкователя. II. (Минской губернии)  // Этнографическое обозрение. 1898. №1. С. 139–149.

Мазалова 2001  — Мазалова  Н.Е.  Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001.

Петрухин 1999  — Петрухин  В.Я. «Перебранка» на мировом древе: к истокам славянского мифологического мотива  // Славянские этюды: Сборник к  юбилею  С.М.  Толстой. М., 1999. С. 240–247.

Разумова 2002 — Разумова И.А. Ониромантическая символика брака, рождения, смерти в современных устных рассказах // Сны и видения в  народной культуре  / Сост.О.  Б. Христофорова. М., 2002. С. 290–309.

Романов 1889  — Романов  Е.Р.  Опыт белорусского народного снотолкователя  // Этнографическое обозрение. 1889. №3. С. 54–72.

Сафронов 2016 — Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. М., 2016. Сны и видения 2002 — Сны и видения в народной культуре  / Сост. О.Б. Христофорова. М., 2002.

Толстой 1994  — Толстой  Н.И.  Толкование снов: беглый взгляд с филологической и этнографической точек зрения  // Наука в  России. 1994. №3. С. 33–37.

Толстая 2004 — Толстая С.М. «Человек живет, как трава растет»: вегетативная метафора человеческой жизни  // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М., 2004. С. 685–693.

Филатова 2003  — Филатова  В.Ф. «Цвели во поле цветочки…» // Русская речь. 2003. №4. С. 96–103.

Niebzegowska 1996 — Niebzegowska S. Polski sennik ludowy. Lublin, 1996.