Аспирант Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета: Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6;
тел.: +7 (915) 066-19-56; email: anna-kadabra@mail.ru
На основе полевых материалов, собранных автором в Полтавской области, в статье рассматривается символика дерева в нарративах о вещих сновидениях. Интерпретация сна о дереве не всегда объяснима с помощью правил, содержащихся в народном соннике. В работе выделены три ключевых метафоры, определяющие осмысление этого образа при толковании сюжета сна: дерево — символ человека (тела человека); дерево — «родовое древо», плоды/ветки — члены семьи; цветущее дерево (сад) — символ любви. Первый вариант актуализируется, если увиденное во сне дерево было повреждено, что чаще всего предсказывает чью-то гибель либо получение травмы самим сновидцем. Второй — если сновидец замечает неравномерность в цветении, плодоношении или засыхании дерева, что может пониматься как предсказание смерти (рождения или выздоровления) членов семьи. Третий вариант связан с образом плодовых деревьев или сада, приснившихся цветущими. В большинстве рассмотренных нарративов речь идет о конкретных деревьях, увиденных во сне в определенном состоянии (срубленными, цветущими, плодоносящими), или же о существующем в реальности месте, на котором сновидец обнаруживает новое дерево. Другими словами, чаще всего образ дерева осмыслялся как часть территории, принадлежащей определенным людям.
Автамонов 1902 — Автамонов Я.А. Символика растений в великорусских песнях // Журнал Министерства народного просвещения. 1902. № 11. Ноябрь. С. 46–101; № 12. Декабрь. С. 234–288.
Агапкина 1999 — Агапкина Т.А. Дерево // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 60–67.
Агапкина 1999а — Агапкина Т.А. Дерево плодовое // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 70–73.
Агапкина 2012 — Агапкина Т.А. Деревья в традиционной культуре славян: проблема системного описания // Этнографическое обозрение. 2012. №6. C. 29–43.
Агапкина 2014 — Агапкина Т.А. Концепт цветения в традиционной культуре славян // Славяноведение. 2014. №6. C. 35–46.
Белова 2012 — Белова О.В. Яблоко // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2012. С. 608– 611.
Виноградова 2016 — Виноградова Л.Н. Тексты народной культуры, наделенные интерпретирующей функцией (мотивировки ритуального поведения, толкования гаданий и снов, мифологическая трактовка знаковых событий) // Славянский альманах. 2016. №1–2. С. 307–321.
Гура 2002 — Гура А.В. Снотолковательная традиция полесского села Речица // Сны и видения в народной культуре / Сост.О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 73–94.
Гура 2012 — Гура А.В. Сонник // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2012. С. 122–125.
Гура 2012а — Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной традиции. М., 2012.
Гура 2016 — Гура А.В. Символика тела в сновидениях // Славянский альманах. 2016. №1–2. С. 339–355.
Дерунов 1898 — Дерунов С. Материалы для народного снотолкователя. III. (Ярославской губернии) // Этнографическое обозрение. 1898. №1. С. 149–151.
Денисова 2012 — Денисова И.М. «Ступай к этому дереву лазоревому, влезь на него…» (к вопросу об образе дерева в русских сказках) // Этнографическое обозрение. 2012. №6. С. 43–59.
Добровольская 2003 — Добровольская B.E. Дерево в русской волшебной сказке // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 12: Художественная обработка дерева, 2003. С. 8–15.
Живица 2004 — Живица Е.Ю. Устная народная снотолковательная традиция (на материале рассказов о снах): Дис. … канд. филол. наук. М., 2004.
Колосова 2009 — Колосова В.Б. Лексика и символика славянской народной ботаники. Этнолингвистический аспект. М., 2009.
Костомаров 1843 — Костомаров Н.И. Об историческом значении русской народной поэзии. Харьков, 1843.
Копержинський 1929 — Копержинський К. Календар народньої обрядовости новорічного циклу // Первісне громадянство та його пережитки на Україні. Вип. 3. 1929. С. 14–98.
Криничная 2010 — Криничная Н.А. Дерево-человек: к проблеме синкретизма и дифференциации фитоантропоморфного образа (по материалам нарративного фольклора Карелии) // Труды Карельского научного центра РАН. 2010. №4. С. 77–85.
Лазарева 2016 — Лазарева А.А. Эмоции как объект толкования в славянских народных рассказах о вещих снах // Петербургские славянские и балканские исследования (Studia Slavica et Balcanica Petropolitana). 2016. №2. С. 30–46.
Лазарева 2016а — Лазарева А.А. Выпавший зуб, упавший потолок и другие онирические сюжеты в рамках традиционных моделей толкования сновидений // Этнографическое обозрение. 2016. №1. С. 89–103.
Лазарева 2016б — Лазарева А.А. Белый конь и черный мустанг: образ лошади в рассказах о вещих снах // Традиционная культура. 2016. №4 (64). С. 159–171. Левкиевская 2004 —
Левкиевская Е.Е. Мор // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2004. С. 296– 299.
Лурье, Черешня 2000 — Лурье М.Л., Черешня А.В. Крестьянские рассказы о сбывающихся снах // Традиция в фольклоре и литературе: статьи, публикации, методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии СПбГУ / Ред.-сост. М.Л. Лурье. СПб., 2000. С. 275–310.
Ляцкий 1898 — Ляцкий Е. Материалы для народного снотолкователя. II. (Минской губернии) // Этнографическое обозрение. 1898. №1. С. 139–149.
Мазалова 2001 — Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001.
Петрухин 1999 — Петрухин В.Я. «Перебранка» на мировом древе: к истокам славянского мифологического мотива // Славянские этюды: Сборник к юбилею С.М. Толстой. М., 1999. С. 240–247.
Разумова 2002 — Разумова И.А. Ониромантическая символика брака, рождения, смерти в современных устных рассказах // Сны и видения в народной культуре / Сост.О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 290–309.
Романов 1889 — Романов Е.Р. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. 1889. №3. С. 54–72.
Сафронов 2016 — Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. М., 2016. Сны и видения 2002 — Сны и видения в народной культуре / Сост. О.Б. Христофорова. М., 2002.
Толстой 1994 — Толстой Н.И. Толкование снов: беглый взгляд с филологической и этнографической точек зрения // Наука в России. 1994. №3. С. 33–37.
Толстая 2004 — Толстая С.М. «Человек живет, как трава растет»: вегетативная метафора человеческой жизни // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М., 2004. С. 685–693.
Филатова 2003 — Филатова В.Ф. «Цвели во поле цветочки…» // Русская речь. 2003. №4. С. 96–103.
Niebzegowska 1996 — Niebzegowska S. Polski sennik ludowy. Lublin, 1996.