Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия),
677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д.4; тел.: +7 (4112) 34-44-60, e-mail: dvaryae2012@mail.ru
Кардашевская Л.И. — преподаватель кафедры искусствоведения, младший научный сотрудник Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия),
677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д.4; тел.: +7 (4112) 34-44-60, e-mail: kardmike@mail.ru
Статья написана в рамках проекта гранта РНФ № 14-38-00031.
Охотничьи сигналы, подражания голосам птиц и зверей были и остаются неотъемлемой частью повседневной жизни эвенков. Они встречаются в песенном и танцевальном фольклоре, эпических сказаниях и шаманской традиции этого народа. Эвенкийский шаман воспроизводит голосом звуки оленя, имитирует голоса птиц, подражает звукам лося при выборе шкуры для бубна. Звуковые имитации и сигналы разделяются на промыслово-хозяйственные (охотничьи, оленеводческие, скотоводческие) и культурно-художественные. На основе анализа оленеводческих звукоподражаний и сигналов выявлена их музыкально-языковая специфика в зависимости от функций: 1) широкие мелодические скачки и такие тембровые особенности и специфические способы звукоподачи, как глиссандирование, шипение, прицокивание, связаны с возгласами, с помощью которых пастух погоняет стадо, или с пугающими зовами, используемыми для того, чтобы подогнать отбившееся от стада животное; 2) узкообъемные мелодии, хоркающие «гортанные» звуки встречаются в подражаниях, подманивающих, успокаивающих, а также предостерегающих животное. Охотничьи звукоподражания используются для подманивания животного (манки) либо с целью спугнуть животное или загнать его в ловушку, иногда с применением шумовых инструментов (труба из свернутой берестяной ленты — оревун, тальниковый свисток — кунис, пищалка из бересты — пичавун и фрикционный стержень на жилке с резонирующей коробкой — хорокодёрон). Звуковые осмысления птичьих голосов (речитируемые и поющиеся типы звукоподражаний) становятся частью разных жанров музыкальной культуры.
Айзенштадт 1995 — Айзенштадт А.М. Песенная культура эвенков. Красноярск, 1995.
Алексеев 1995 — Алексеев Э.Е. Прагматическое, игровое, ритуальное в звукоподражаниях народов Севера Сибири // Матер. науч. конф. «Голос и ритуал». М., 1995.
Варламова 2002 — Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск, 2002.
Василевич 1936 — Василевич Г.М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936.
Василевич 1969 — Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII– XX вв.). Л., 1969.
Воробьев 1965 — Воробьев М.В. Хозяйство и быт чжурчжэней до образования Цзинь // Доклады по этнографии. Л., 1965. Вып. 1(4). С. 3–20
Жорницкая 1966 — Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М., 1966.
Миддендорф 1869 — Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири А. Миддендорфа: в 2 ч. Ч. 2. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Т.V. Сибирская фауна. Спб., 1869.
Миддендорф 1878 — Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири А. Миддендорфа. Ч. 2. Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. Т. VI. Коренные жители Сибири. СПб., 1878.
На грани миров 2006 — На грани миров. Шаманизм народов Сибири: (Из собрания Российского этнографического музея). М., 2006.
Никифорова 2002 — Никифорова В.С. Музыкально-фольклорная традиция эвенков как предмет полевых исследований // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Духовная культура народов Севера и Арктики в начале третьего тысячелетия». Якутск, 2002. С. 117–120.
Новик 1999 — Новик Е.С. Семиотические функции голоса в фольклоре и верованиях народов Сибири // Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., 1999. С. 217–235.
Туголуков 1969 — Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.
Шейкин 2002 — Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М., 2002.
Шейкин 2011 — Шейкин Ю.И. Жанры музыкального фольклора удэ. Новосибирск, 2011.