СИГНАЛЬНЫЕ НАПЕВЫ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ ЭВЕНКОВ

Альманах
Ключевые слова
эвенки, сигнальные напевы, звукоподражания, звуковые сигналы, сигнальные инструменты, фоноинструменты
Автор
В.Е. Дьяконова, Л.И. Кардашевская
Сведения об авторе
Дьяконова В.Е. — преподаватель кафедры искусствоведения, младший научный сотрудник
Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия),
677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д.4; тел.: +7 (4112) 34-44-60, e-mail: dvaryae2012@mail.ru

Кардашевская Л.И. — преподаватель кафедры искусствоведения, младший научный сотрудник Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия),
677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, д.4; тел.: +7 (4112) 34-44-60, e-mail: kardmike@mail.ru
Благодарность

Статья написана в рамках проекта гранта РНФ № 14-38-00031.

Аннотация

Охотничьи сигналы, подражания голосам птиц и зверей были и остаются неотъемлемой частью повседневной жизни эвенков. Они встречаются в песенном и танцевальном фольклоре, эпических сказаниях и шаманской традиции этого народа. Эвенкийский шаман воспроизводит голосом звуки оленя, имитирует голоса птиц, подражает звукам лося при выборе шкуры для бубна. Звуковые имитации и сигналы разделяются на промыслово-хозяйственные (охотничьи, оленеводческие, скотоводческие) и культурно-художественные. На основе анализа оленеводческих звукоподражаний и сигналов выявлена их музыкально-языковая специфика в зависимости от функций: 1) широкие мелодические скачки и такие тембровые особенности и специфические способы звукоподачи, как глиссандирование, шипение, прицокивание, связаны с возгласами, с помощью которых пастух погоняет стадо, или с пугающими зовами, используемыми для того, чтобы подогнать отбившееся от стада животное; 2) узкообъемные мелодии, хоркающие «гортанные» звуки встречаются в подражаниях, подманивающих, успокаивающих, а также предостерегающих животное. Охотничьи звукоподражания используются для подманивания животного (манки) либо с целью спугнуть животное или загнать его в ловушку, иногда с применением шумовых инструментов (труба из свернутой берестяной ленты —  оревун, тальниковый свисток —  кунис, пищалка из бересты —  пичавун и фрикционный стержень на жилке с резонирующей коробкой —  хорокодёрон). Звуковые осмысления птичьих голосов (речитируемые и поющиеся типы звукоподражаний) становятся частью разных жанров музыкальной культуры.

Список литературы

Айзенштадт 1995 — Айзенштадт А.М. Песенная культура эвенков. Красноярск, 1995.

Алексеев 1995  — Алексеев Э.Е. Прагматическое, игровое, ритуальное в  звукоподражаниях народов Севера Сибири  // Матер. науч. конф. «Голос и ритуал». М., 1995.

Варламова 2002  — Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск, 2002.

Василевич 1936 — Василевич Г.М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936.

Василевич 1969  — Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII– XX вв.). Л., 1969.

Воробьев 1965 — Воробьев М.В. Хозяйство и  быт чжурчжэней до образования Цзинь  // Доклады по этнографии. Л., 1965. Вып. 1(4). С. 3–20

Жорницкая 1966  — Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М., 1966.

Миддендорф 1869 — Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири А. Миддендорфа: в 2 ч. Ч. 2. Север и восток Сибири в  естественно-историческом отношении. Т.V. Сибирская фауна. Спб., 1869.

Миддендорф 1878 — Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири А. Миддендорфа. Ч. 2. Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. Т. VI. Коренные жители Сибири. СПб., 1878.

На грани миров 2006  — На грани миров. Шаманизм народов Сибири: (Из  собрания Российского этнографического музея). М., 2006.

Никифорова 2002 — Никифорова В.С. Музыкально-фольклорная традиция эвенков как предмет полевых исследований // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Духовная культура народов Севера и  Арктики в  начале третьего тысячелетия». Якутск, 2002. С. 117–120.

Новик 1999  — Новик Е.С. Семиотические функции голоса в фольклоре и верованиях народов Сибири // Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., 1999. С. 217–235.

Туголуков 1969 — Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.

Шейкин 2002 — Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М., 2002.

Шейкин 2011  — Шейкин Ю.И. Жанры музыкального фольклора удэ. Новосибирск, 2011.