Кандидат филологических наук, ученый секретарь Государственного республиканского центра русского фольклора: Российская Федерация, 119034, г. Москва, Турчанинов пер., д.6;
тел.: +7 (499) 245-22-05; e-mail: dobrovolska@inbox.ru
Предметный мир русской волшебной сказки изучен достаточно подробно, однако есть целые группы предметных реалий, роль и функции которых в структуре сказочного сюжета и в формировании сказочной поэтики почти не привлекали внимания исследователей. Одна из них — одежда и обувь. В статье рассматриваются функции одежды и обуви в русской волшебной сказке. Выделяется ряд функций, присущих им в сказочном тексте. Они могут менять на время биологический вид персонажа. Будучи одета в определенную одежду, девушка может оборачиваться птицей, а без нее такое превращение невозможно. При этом сказка сохранила свадебную семантику похищаемой одежды. Возможна в сказке и обратная ситуация: изменение облика или перемещение между мирами связано не с одеждой, а со шкурой животного / оперением птицы. Элементы одежды и обуви могут выступать и различными знаками: информировать о некоем событии, являться доказательством подвига, выступать в роли своеобразного опознавательного знака, определять длительность предстоящего пути. Отбор сказкой платья и башмачков для трудной задачи также по происхождению связан со свадебным обрядом. Одежда может быть своеобразным транспортным средством и защищать в бою. Наиболее часто различные виды одежды выступают в сказке вещами, с помощью которых скрывается истинный облик персонажа, а также средством, изменяющим социальный статус героев. Наконец, изготовленная руками героини одежда может быть своеобразным маркером ее принадлежности к «иному» миру.
Автономов 1902 — Автономов Я. А. Символика растений в великорусских песнях // Журнал Министерства народного просвещения. 1902. № 11. С. 46–101; № 12. С. 243–288.
Азадовский 1931 — Русская сказка. Избранные мастера: В 2 т. / Сост. М.К. Азадовский. Л., 1931.
Аничков 1903–1905 — Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб., 1903. Ч. 1; СПб., 1905. Ч. 2. (Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук).
Афанасьев 1984 — Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. М., 1984. Афанасьев 1865–1868 — Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. М., 1865–1868. Байбурин 1981 — Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Л., 1981. С. 215–226. Бахтина 1974 — Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебных сказках // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. Вып. 1. С. 81–91. Бахтина 1975 — Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. М., 1975. С. 157–163. Богатыри 1979 — Русские народные сказки Сибири о богатырях / Сост. Р.П. Матвеева. Новосибирск, 1979.
Ведерникова 1975 — Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975. Виленчик 1981 — Виленчик Б.М. Тридевятое царство, тридесятое государство // Русская речь. 1981. № 4. С. 157–158.
Володарский 1914 — Володарский В.А. Символика великорусских народных песен // Русский филологический вестник. 1914. № 1. С. 1–25; № 3–4. С. 35–51.
Володарский 1915 — Володарский В.А. Символика великорусских народных песен // Русский филологический вестник. 1915. № 1. С. 40–50. Добровольская 2009 — Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. М., 2009.
Добровольская 2015 — Добровольская В.Е. Народный костюм и современная одежда: знаковые функции в прошлом и настоящем // Функционально-структуральный метод П.Г. Богатырева в современных исследованиях фольклора. М., 2015. С. 284–292.
Зеленин 1937 — Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.; Л., 1937.
Зеленин 1914 — Великорусские сказки Пермской губернии: Сб. Д.К. Зеленина. СПб., 1914. (Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии; Т. 41).
Иванов 1973 — Иванов Вяч. Вс. Категория «видимого» и «невидимого» в тексте: еще раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому «Вию» // Structure of Texts and Semiotics of Culture. The Hugue. Paris, 1973. P. 151–163.
Кагаров 1913 — Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб., 1913.
Керлот 1994 — Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
Ковалев 1941 — Сказки И.Ф. Ковалева / Зап. и коммент. Э.В. Гофман, С.И. Минц. М., 1941. (Летописи Государственного литературного музея; Кн. 11).
Коды повседневности 2011 — Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб., 2011. Королькова 1969 — Сказки А.Н. Корольковой / Сост. Э.В. Померанцева. М., 1969. Левкиевская 2011 — Левкиевская Е.Е. Народная одежда. Семантика и прагматика // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб., 2011. С. 135–144.
Никифоров 1934 — Никифоров А.И. Социально-экономический облик северно-русской сказки 1926–1928 годов // Сергею Федоровичу Ольденбургу. К пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882–1932. Л., 1934. С. 377–397.
Ончуков 1988 — Ончуков Н.Е. Северные сказки. СПб., 1988. (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания; Т. 1).
Потебня 1989 — Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии // Слово и миф. М., 1989. С. 285–379.
Почтовалов 1985 — Почтовалов Н.П. Характер сказочного пейзажа // Изучение народного творчества на современном этапе: Тез. докл. Пермь, 1985. С. 38–39.
Почтовалов 1985а — Почтовалов Н.П. Пейзаж в русской волшебной сказке // Филологические науки: Науч. докл. высшей школы. 1985. № 3. С. 21–27.
Славянские древности — Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1995, 1999, 2004, 2009, 2012.
Соколовы 1999 — Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края: В 2 кн. СПб., 1999. (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания; Т. 2).
Судогда 1999 — Фольклор Судогодского края. М., 1999.
SSiSL 1999 — Slownik stereotypow i symboli ludowych. T. 1. Kosmos. 1–2. Lublin, 1996–1999.